Этнопедагогические основы обучения русскому языку как второму

Современный этап развития методики обучения русскому языку применительно к национальной аудитории характеризуется повышенным вниманием к этнопедагогике – изучению культуры, традиций, обычаев родного народа,
осмыслению опыта и идей народной педагогики.

«Этнопедагогика – наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности и нации. Этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившегося под влиянием исторических условий, сохраняющиеся благодаря национальной системе воспитания и претерпевающие эволюцию вместе с условиями жизни, вместе с педагогической культурой народа».

В трудовом народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в прославленных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правил приличия.

Для конкретного представления о предмете этнопедагогики академик Г.Н. Волков выделил десять взаимосвязанных фундаментальных проблем:

  • основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание и т. д.);
  • ребенок как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш и т.д.);
  • функции воспитания (подготовка к труду формирование нравственных черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);
  • факторы воспитания (природа, труд, быт, обычай, искусство, религия, родное слово);
  • методы воспитания (убеждение, пример, требование и т. д.);
  • средства воспитания (потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни и т. д.);
  • идея совершенства человеческой личности и ее реализация в системе народного воспитания (взаимосвязь сторон воспитания: умница и красавица, добрый молодец, три добра – добрая мысль, доброе слово, добрый характер и т. д.);
  • организация воспитания (трудовые объединения детей и молодежи в действии, молодежные праздники и т. д.);
  • педагогическая роль коллективных форм жизнедеятельности людей (семья и род, община, племя и т. д.); 10) народные воспитатели (родители, старшие дети и т. д.).

Все эти «фундаментальные проблемы» в разной степени повлияли на отбор учебно-речевых ситуаций, предназначенных для обучения дошкольников. Естественно, что в большей степени на совершенствование системы обучения русскому языку в якутских детских садах повлияли «факторы воспитания (природа, труд, быт, обычаи, искусство, религия, родное слово), идея совершенства человеческой личности (умница, красавица, добрый молодец, три добра – добрая
мысль, доброе слово, добрый характер).

Потешки, считалки, пословицы, поговорки, песни стали не только средством воспитания, но и тем языковым материалом, который детям предстояло запомнить, воспроизвести, понять нравственный смысл произведений малых форм.

Организованное обучение русскому языку дошкольников-якутов начинается с пяти лет. Возрастные особенности детей и самобытный мир, окружающий их, позволили нам предположить, что овладение вторым языком должно начинаться с осознания ребенком окружающего мира, близкого и дорогого ему по духу и жизненным интересам.

Учет этого обстоятельства должен был преодолеть психологический барьер по отношению к процессу говорения на втором языке, а также снять внутреннюю скованность и неуверенность в силах.

Предложенная система обучения по С.В. Гоголевой, основанная на идеях и положениях этнопедагогики, была соотнесена с фундаментальными этнопсихологическими положениями теории В.С. Мухиной о становлении национального
самосознания личности, а соответственно и с процессом овладения родным и русским языками.

Ими было выделено несколько этапов, фаз развития ребенка, в том числе и речевого развития и воспитания:

  • идентификация ребенка с его именем;
  • притязание ребенка на признание в семье, коллективе сверстников;
  • половая идентификация (мальчик – девочка);
  • осознание своей связи с жизнью этноса в прошлом, настоящем и будущем;
  • осознание ребенком своих прав и обязанностей в обществе.

На основе этнопсихологических и этнопедагогических данных они смогли отобрать игровые учебно-ролевые ситуации. Их система обучения включала в себя сферу повседневного быта, условия жизни, трудовую деятельность взрослых; сферу самостоятельного труда детей и их помощь взрослым; самобытные обычаи, традиции и национальные праздники; настольные и подвижные игры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)