Физические факторы восприятия человеком цвета

Различные цвета создаются световыми волнами, которые представляют собой определенный род электромагнитной энергии. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра (спектральные цвета открыл в 1676г Ньютон) и разложил с помощью призмы белый цвет на красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. В смешанном цвете мы не можем увидеть отдельные его составляющие.

Человеческий глаз может воспринимать свет только при длине волн от 400 до 700 миллимикрон (1 микрон (1 т) = 1/1000мм = 1/1 000 000м; 1 мт (1 миллимикрон) = 1/1 000 000мм).

Длина волн, соответствующих отдельным цветам спектра, и соответствующие частоты (число колебаний в секунду) для каждого призматического цвета имеют соответствующие характеристики (см. табл. 1).

Физические факторы восприятия человеком цвета

Каждый цвет спектра характеризуется своей длиной волны, то есть он может быть совершенно точно задан длиной волны или частотой колебаний. Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом. Каким образом он распознает эти волны до настоящего времени еще полностью неизвестно. Известно только, что различные цвета возникают в результате количественных различий светочувствительности.

Рассматривая природу цвета, нельзя не обратить внимание на воздействие света на цвет. Освещенность влияет не только на восприятие светлоты, но и на восприятие цвета. При более яркой освещенности выигрывает красный цвет и его оттенки, а при слабой – синий.

Цвет предметов возникает, главным образом, в процессе поглощения и отражения волн. Например, красный сосуд выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета светового луча и отражает только красный. Он сам по себе не имеет никакого цвета, цвет создается при его освещении.

Отражение световых лучей от поверхности подчиняется закону, открытому Ньютоном: угол падения луча равен углу отражения от природы материала и длины световой волны. Основываясь на данном законе, мы можем говорить о характере и фактуре поверхности.

Интересно
Блестящая поверхность отражает свет таким образом, что падающий на нее световой поток, состоящий из параллельных световых лучей, отражается точно также, параллельными лучами, как бы исходящими из этой поверхности. Шероховатые тела отражают свет по тому же принципу, но их поверхность состоит из множества мелких поверхностей, расположенных под разными углами, поэтому отраженный свет рассеивается. Такие поверхности с разных точек зрения кажутся одинаковыми по светлоте и называются матовыми1.

Световой поток падает обычно на множество поверхностей, расположенных под разными углами друг к другу, что в результате дает сложную картину распределения света и тени. Светотень служит основным средством объемно-пространственной моделировки формы. В зависимости от распределения светотени предмет может выглядеть плоскостным или объемным. При работе над созданием прически важно учитывать следующие характеристики – свет, тень, блик и рефлекс, поскольку прическа имеет объемную поверхность. Самое светлое место на свету – блик, а в тени – рефлекс. С помощью цвета можно усилить блики или тень, соответственно сделав прическу более объемной и выразительной.

Теперь рассмотрим живописные краски и красители для волос, которые в значительной мере отличаются друг от друга. Все живописные краски являются пигментными или вещественными. При смешивании этих красок мы руководствуемся законами живописи (например, два основных цвета дают при смешении третий, дополнительный, цвет). Красители для волос отличаются от живописных красок, в первую очередь, более сложным химическим составом, который влияет на получаемый цвет. При их смешивании уже нельзя использовать законы живописи, хотя в выборе цвета мы ориентируемся на единую цветовую теорию.

Из-за сложной химической составляющей, цвет красителя в значительной степени отличается от того цвета, который мы получаем на волосах.

Поэтому при их смешивании, мы руководствуемся в первую очередь цветовой картой, помогающей предположить конечный результат. Применение того или иного красителя, равно как и смешивание нескольких тонов, а также применение дополнительных (нейтрализующих) оттенков, напрямую зависит о базового цвета волос клиента и желаемого результата.

Понятие цвета применяется для обозначения самого цветового пигмента или материала, которые поддаются физическому определению и анализу. Цветовое видение, возникающее в глазах и в сознании человека, несет в себе лишь человеческое смысловое содержание.

Однако и глаза и мозг могут прийти к четкому различению цвета лишь с помощью сравнений и контрастов.

Значение и ценность хроматического цвета могут быть определены лишь с помощью его отношения к какому-либо ахроматическому цвету – черному, белому или серому, или же просто по отношению его к одному или нескольким хроматическим цветам.

Таким образом, восприятие цвета – это физический процесс, но он также является и психофизиологическим процессом, поскольку каждый человек уникален и имеет собственное, субъективное видение цвета.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)