Информация для преподавателя, организующего имитационные игровые занятия

В каких ситуациях делового общения наиболее целесообразны те или иные стратегии взаимодействия: Приспособление («медвежонок»):

  • наиболее важной задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;
  • предмет разногласий более существенен для оппонента, чем для вас;
  • открывается возможность более сложных проблемных ситуаций по сравнению с той, которая рассматривается сейчас, а пока не обходимо упрочить взаимное доверие;
  • существует возможность позволить подчиненным действовать по собственному усмотрению, с тем чтобы они приобрели умения и навыки, извлекая уроки из собственных ошибок;
  • необходимо признать собственную неправоту;
  • отстаивание своей точки зрения требует много времени и значительных интеллектуальных усилий;
  • вас не особенно волнует случившееся;
  • вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми;
  • вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоот ношения, чем отстаивать свои интересы;
  • вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас.

Компромисс («лиса»):

  • у сторон одинаково убедительные аргументы;
  • необходимо время для урегулирования сложных проблем;
  • требуется принять срочное решение при дефиците времени;
  • сотрудничество и директивное утверждение своей точки зрения не приводят к успеху;
  • обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;
  • вас может устроить временное решение;
  • удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную вначале цель;
  • компромисс позволит вам сохранить нормальные взаимоотноше ния, и вы предпочитаете хоть что-то получить, чем все потерять.

Сотрудничество («сова»):

  • необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме слишком важен и не допускает компромиссных вариан тов;
  • основной целью обсуждения является приобретение совместного опыта работы, получение широкой информации;
  • необходима интеграция точек зрения и сближение мнений сотрудников;
  • представляется важным усиление личностной вовлеченности в деятельность и групповой сплоченности;
  • у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
  • у вас есть время поработать над возникшей проблемой (это хоро ший подход к разрешению конфликтов на основе перспективных планов);
  • вы и ваш оппонент хотите поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения.

Игнорирование, избегание («черепаха»):

  • источник разногласий тривиален и несущественен по сравнению с более важными задачами;
  • необходимо время, чтобы восстановить спокойствие и создать условия для трезвой оценки ситуации;
  • изучение ситуации и поиск дополнительной информации о при роде конфликта представляется более предпочтительным, чем немедленное принятие какого-либо решения;
  • предмет спора не имеет отношения к делу, уводит в сторону и при этом является симптомом других, более серьезных проблем;
  • • подчиненные или коллеги могут сами успешно урегулировать конфликт;
  • • напряженность слишком велика, вы чувствуете необходимость ее ослабления;
  • • вы знаете, что не можете или даже не хотите решить конфликт в свою пользу;
  • • у вас мало власти для решения проблемы или для ее решения желательным для вас способом; • пытаться немедленно решить проблему опасно, поскольку открытое ее обсуждение может только ухудшить ситуацию.

Соперничество, конкуренция («акула»):

  • требуются быстрые и решительные меры в случае непредвиденных и опасных ситуаций;
  • целесообразно при решении глобальных проблем, связанных с эффективностью деятельности (при уверенности руководителя в своей работе);
  • идет взаимодействие с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль;
  • исход очень важен для вас, и вы делаете ставку на свое решение возникшей проблемы;
  • вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения, представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее;
  • вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и что вам нечего терять.
Примечание. Результаты этого теста позволят преподавателю не про-сто сделать анализ индивидуальных стратегий взаимодействия участников игры, но и провести сравнительный анализ самооценки каждого с тем, что думают о них партнеры по команде, и ваших наблюдений за ходом взаимо-действия.

Кроме того, если проводится несколько интерактивных имитаци-онных игр, то можно наблюдать перемены или отсутствие таковых в поведе-нии участников игры во время группового взаимодействия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)