Логистика в розничной торговле
В настоящее время розничная торговля является одной из самых динамично развивающихся сфер коммерческой деятельности в современной России.
Появление новых форматов розничной торговли, совершенствование коммуникаций – все это в совокупности приводит к ужесточению конкуренции и ставит вопрос о применении самых современных концепций управления в розничной торговле, одной из которых является логистика.
В настоящее время получили распространение гипермаркеты, где можно купить практически все, что необходимо для повседневной жизни.
Но самыми массовыми остаются небольшие магазины, максимально приближенные к домашним хозяйствам (удобные магазины, магазины «У дома»). Кроме того, благодаря использованию современных технологий развивается вне магазинная форма торговли (электронная коммерция, сетевой маркетинг, продажа через автоматы).
В розничных торговых предприятиях в настоящее время применяются различные методы прогнозирования спроса, контроля за продажами и уровнем запасов. Для повышения эффективности контроля над запасами используются сканирующие устройства, позволяющие сократить время покупателю на оплату товаров и повысить пропускную способность торговых предприятий.
Решения логистического характера формируются уже на стадии проектирования магазинов, помещения которых должны удовлетворять требованиям сквозных технологических процессов.
С учетом организации сквозных технологических процессов проектируются:
- удобство передвижения покупателей по магазину;
- оптимальные размеры торговых, складских, служебных помещений и технологических зон;
- ширина дверных проемов;
- высота и площадь разгрузочных рамп;
- современная планировка торговых залов.
Все компоненты производственных мощностей магазина (помещение, технологическое оборудование, кадры, информация, товары и оборотная тара) должны быть увязаны в единую систему, которая в свою очередь встраивается в общую систему товародвижения на макроуровне.
Таким образом, использование логистики в розничной торговле предусматривает построение последовательной и согласованной схемы, позволяющей своевременно реагировать на изменения запросов потребителей и в максимальной степени реализовывать сильные стороны торгового предприятия.В задачи логистики входит анализ движения покупательских потоков в магазине, проведение мониторинга спроса и конкуренции.
По мере насыщения товарных рынков и нарастания конкуренции большинству торговых предприятий для увеличения конкурентоспособности следует обратить внимание на методики снижения логистических затрат.
Актуальность логистики в сфере розничной торговли обусловлена следующими факторами:
- конкуренция среди торговых операторов нарастает, в ряде городов уже можно говорить о физическом насыщении рынка крупными магазинами и торговыми центрами;
- появляются новые форматы розничной торговли – вплоть до попыток создавать надформатные структуры, совмещающие в себе преимущества нескольких форматов розничной торговли.
Это приводит к тому, что все розничные операторы независимо от сегмента рынка уделяют внимание логистике в широком ее понимании и, в частности, управлению запасами, складированию, транспортировке, вопросам аутсорсинга, управлению логистическими рисками.
Одной из основных тенденций современных взаимоотношений в цепи поставок, связывающей производителей, оптовых и розничных торговцев, является рост контроля розничных операторов над всей цепью поставок.
Процесс нарастания контроля розничных торговцев над цепями поставок вызван тем, что объем продаж ритейлерам и использование современных информационных технологий для сбора, хранения и обработки информации позволяют им знать потребности покупателей и влиять на них гораздо лучше маркетологов предприятий производителей.
В итоге это приводит к тому, что розничные торговцы преобладают над производителями в борьбе за долю общей прибыли, создаваемой в полной цепи поставок.
Появление новейших информационных технологий ускоряет процесс внедрения в розничную торговлю систем быстрого реагирования. Суть этой системы состоит в следующем.
После того как какое-либо количество единиц товара продано магазинами, а информация об этом введена через сканирующее устройство и поступила в информационную систему розничной точки или сети, данные направляются в систему пополнения запасов и переоформления заказов предприятий-поставщиков.
Затем следует быстрая реакция на возникший спрос. Передача информации о спросе на товары основным поставщикам приводит к последующей интеграции производства и сферы товарного обращения.
Преимущества системы быстрого реагирования для розничного торговца:
- снижение уровня логистических затрат;
- снижение уровня запасов;
- ускорение движения материальных потоков; удовлетворение потребностей покупателей;
- увеличение объемов продаж;
- усиление конкурентных преимуществ.
Преимущества системы быстрого реагирования для поставщика:
- снижение уровня логистических затрат;
- более предсказуемые производственные циклы;
- увеличение частоты заказов; более тесные связи с розничными торговцами;
- возможность отслеживать объемы продаж в розничной торговле по каждой товарной позиции, следовательно, лучшее прогнозирование;
- усиление конкурентных преимуществ.
Этапы внедрения системы быстрого реагирования.
Этап 1. Внедрение базовых технологий системы быстрого реагирования: использование сканеров для сбора данных по всем единицам складского учета; использование штрих-кодов или радиочастотных меток; применение устройств электронного обмена данными.
Этап 2. Реорганизация внутренних процессов поставщика и предприятия-потребителя:
- применение электронных коммуникаций для пополнения запасов;
- наличие малых объемов запасов в системе;
- обработка заказов на малые партии товара;
- внедрение программы автоматического пополнения запасов;
- организация поставки по технологии «точно в срок»;
- маркировка контейнеров или поддонов при погрузке;
- уведомление магазинов о предстоящей доставке отгруженной товарной продукции.
Этап 3. Управление цепью поставок на основе сотрудничества участников товародвижения, то есть совместное использование данных об объемах продаж в режиме реального времени.
Таким образом, для повышения экономической эффективности выполнения логистических операций, большинство розничных торговцев приходит к необходимости более тесного сотрудничества со своими поставщиками.
Внедрение концепции управления цепями поставок и системы быстрого реагирования производителями и розничными торговыми предприятиями позволяют управлять цепью поставок как единым целым и эффективно координировать совместную логистическую деятельность.Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что применение концепции логистики позволяет существенно повысить эффективность торговли. Эффективность применения логистики в торговле проявляется в следующих составляющих.
Составляющая 1. Сокращение запасов в цепях товародвижения за счет: перераспределения запасов между оптовой и розничной торговлей и сосредоточения запасов в оптовом звене; применения современных технологий контроля состояния запасов; высокой степени согласованности участников товародвижения в вопросах своевременного пополнения запасов. Сокращаются как текущие, так и страховые запасы.
Составляющая 2. Максимальное использование площадей и объемов предприятий оптовой и розничной торговли. Например, рационализация цепи товародвижения позволяет существенно изменить структуру площадей магазинов в пользу увеличения доли торговых площадей.
Этого удается достичь за счет резкого сокращения общего количества запасов, а также перемещения части подготовительных операций, таких как фасовка, маркировка, проставление цен на более ранней стадии товародвижения (к примеру, в оптовую торговлю).
Составляющая 3. Ускорение оборачиваемости капитала. Достигается за счет контроля времени выполнения сквозных процессов размещения и выполнения заказов.
Составляющая 4. Сокращение транспортных расходов за счет высокой согласованности участников товародвижения при доставке грузов.
Составляющая 5. Сокращение логистических затрат, связанных с грузопереработкой, в том числе затрат ручного труда.
Выбор методов снижения логистических затрат осуществляется с учетом таких факторов, как:
- сложность логистической системы розничной торговой сети;
- дифференциация продукции (ассортимент, упаковка, требования к режиму транспортировки);
- объемы перевозок;
- период планирования;
- количество видов используемого транспорта;
- режим работы транспортных компаний.
Совокупный эффект от использования концепции логистики в розничной торговле, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных составляющих.
Это объясняется возникновением у логистических организованных систем способности обеспечивать поставку нужного груза, в нужном количестве и качестве, в нужное время и место с минимальными затратами и нужному потребителю.
- Управление товарными запасами предприятия
- Работа по выполнению заказов потребителей
- Основные организационно-экономические принципы хранения товаров
- Принципы организации хранения товаров
- Перемещение товаров
- Способы укладки товаров
- Проверка товаров
- Разгрузка, приемка и распаковка товаров
- Эффект присутствия на рынке
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу