Модели социального партнерства в системе деятельности образовательных организациях

Приобщение ребенка к миру социальной действительности – одна из сложных и в то же время важнейших проблем в деятельности педагогов ОО и семейного воспитания. Требования к социальному развитию детей отражены в содержании Федеральных, региональных, комплексных и парциальных программах воспитания и обучения детей.

В современных концепциях и нормативных документах ОО социальное развитие рассматривается как одно из важных направлений личностного развития подрастающего поколения в целом.

Анализ теоретической литературы свидетельствует, что социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Только участвуя в совместной деятельности, дети объединяются и вступают между собой во взаимоотношения. Формирование детского коллектива наиболее актуально для развития личности ребенка. Вместе с тем взаимоотношение его с коллективом сверстников различны на разных возрастных этапах: в дошкольные годы ребенок, как правило, много времени проводит в группе сверстников, что можно считать первой ступенью социальной организации детей. Дошкольник стремится к активному общению в совместной деятельности с другими детьми, у него появляется способность перейти от сосредоточенности на себе к пониманию другого человека – своего сверстника, устанавливаются более продолжительные и результативные контакты с другими детьми.

Дошкольный возраст – значимый этап накопления и закрепления в реальном взаимодействии норм сотрудничества, опыта гуманных отношений, сотворчества.

Эффективность совместной деятельности дошкольников зависит от того, как педагог ставит перед ним задачи взаимодействия, показывает детям способы принятия общих решений, сотрудничества взаимоотношений в совместной деятельности, помогает понять и эмоционально пережить чувство удовлетворенности от результатов общего труда. В совместной деятельности детей возникают ситуации, требующие согласованных действий, проявления доброжелательного отношения, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. От положения в детском коллективе зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере усваивает нормы поведения.

Основной целью социальной политики в области образования выступает оптимальное в пределах территориального образования удовлетворение потребностей личности, общества и рынка труда в образовательных услугах.

Предназначение дошкольного и дополнительного образования заключается не только в формировании определенных знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизнь.

Дошкольные организации и учреждения дополнительного образования открывают перед детьми новые возможности, они значительно расширяют круг своего общения. Непосредственное общение со сверстниками, взрослыми людьми, в том числе в неформально обстановке, обогащает культурный, образовательный багаж ребенка. В образовательных организациях создаются все условия для прогрессивной реализации целостного образовательного процесса.

Образовательным организациям, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации личности детей, из «закрытой», достаточно автономной системы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия с социумом, выйти за пределы территориальной ограниченности, стать информационно открытой системой.

Понятие «открытая образовательная организация» включает широкий спектр признаков. Это прежде всего «окно в мир», оно открыто для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых. Образовательные организации обогащают и укрепляют в своей деятельности взаимосвязи с социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.

Цель деятельности учреждения в микросоциуме состоит в том, чтобы реализовать право семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию и формированию социальных навыков у воспитанников, укреплению их здоровья и благополучия.

Как уже отмечалось, социальное партнерство с другими заинтересованными учреждениями может иметь разные формы: внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности; со спонсорами, благотворительными организациями.

Интересно
Качественная реализация образовательной программы учреждения невозможна без контактов с социумом, поскольку именно налаженное, последовательное и системное сотрудничество с объектами социального окружения влияет на оптимальную социализацию личности детей, развивает творчество всех участников образовательного процесса. Социальные связи образовательной организации с объектами города, района создают дополнительный положительный импульс для развития и общения личности ребенка, совершенствуют конструктивные взаимоотношения с родительской общественностью.

Одновременно процесс социального партнерства способствует росту профессионального мастерства всех специалистов учреждения, совершенствует статус организации на муниципальном и региональном уровнях, обозначает особую роль ее социальных связей в творческом развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка, что в конечном итоге позволяет определить качество образования в конкретных организациях.

Грамотно организованное и целенаправленное взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами способствует положительным результатам при оптимально созданных условиях:

  • для расширения кругозора воспитанников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, ознакомление с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности образовательной организации (экскурсии, поездки, походы);
  • формирования навыков общения в различных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, представителями различных профессий;
  • воспитания уважения к труду взрослых;
  • привлечения дополнительных инвестиций в финансовую базу организации.

Организация взаимодействия учреждения с социумом включает в себя работу с государственными структурами и органами местного самоуправления; учреждениями здравоохранения и спорта, образования, науки и культуры; семьями воспитанников.

Социальное партнерство с первыми двумя структурами в основном направлено на качественное выполнение социального заказа. При выстраивании партнерских отношений с третьей структурой – руководители и педагоги стремятся к обогащению содержания деятельности образовательной организации.

Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на принципах добровольности, равноправия сторон, уважения интересов друг друга, соблюдения законов и иных нормативных актов, учета запросов общественности, сохранения имиджа и деловой репутации организации в обществе, установления позитивных коммуникаций между учреждением и социумом, обязательности исполнения договоренностей, ответственности за нарушение соглашений.

В создании взаимовыгодных отношений с социальными институтами коллектив образовательной организации занимает центральное место, целью является формирование системы взаимосотрудничества с социумом.

Задачи педагогических коллективов при организации социального партнерства:

  • привлекать социальные институты к сотрудничеству с образовательной организацией;
  • заключать договоры о сотрудничестве;
  • осуществлять контроль за выполнением условий договоров;
  • планировать совместную деятельность, назначать ответственных лиц за проведение мероприятий;
  • организовать совместные совещания;
  • проводить мониторинг качества совместной работы.

Взаимодействие может иметь вариативный характер построения взаимоотношений по времени и оформлению договоренностей (планов) сотрудничества. Разработка проекта социального партнерства в образовании строится поэтапно, каждый из них имеет свои цели и решает конкретные задачи.

Охарактеризуем подробно этапы создания социального партнерства.

Подготовительный этап

Цель: определение форм взаимодействия с объектами социума.

Задачи:

  • анализировать объекты социума для определения целесообразности деятельности и установления социального партнерства;
  • устанавливать контакты с организациями и учреждениями микрорайона, города и региона;
  • определять направления взаимодействия, разрабатывать социальные программы сотрудничества с постановкой сроков, целей и конкретных форм.

Практический этап

Цель: реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями.

Задачи:

  • формировать группы сотрудников учреждения, заинтересованных в работе по реализации проекта:
  • разрабатывать социально-значимые проекты взаимодействия образовательной организации с объектами социума по различным направлениям деятельности;
  • подготавливать методические материалы для реализации данных проектов;
  • создавать систему материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектов взаимодействия с социальными партнерами.

Заключительный этап

Цель: подведение итогов социального партнерства.

Задачи:

  • провести анализ проделанной работы;
  • определить эффективность, целесообразность, перспективы дальнейшего социального сотрудничества.

Реализация данных этапов способствует созданию сотрудничества с социальными объектами, позволяет интегрировать практически все направления воспитания и образования подрастающего поколения: познавательное, речевое, физическое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное развитие. Важным компонентом качественного сотрудничества учреждения с социальными институтами, творческим механизмом проявления активной позиции сотрудничества выступает мотивация деятельности сотрудников.

Правильно организованная мотивация обеспечивает полное самораскрытие потенциальных возможностей участников сотрудничества, стимулирует активную социальную позицию:

  • мотивация для участия детей в различных мероприятиях: игровая, познавательная, творческая речевая;
  • мотивация для педагогов: творческая самореализация личности детей, успешное прохождение аттестации, повышение педагогического рейтинга;
  • мотивация для родителей к участию в совместных мероприятиях с социумом; демонстрация талантов и способностей своих детей, укрепление детско-родительских отношений, творческая самореализация.

Выбор наиболее оптимальных форм социального партнерства в образовательной организации, открывающих творческий потенциал участников, учитывает несколько факторов:

  • интересы, склонности и творческие предпочтения детей;
  • реальное сопоставление своих возможностей с предлагаемыми условиями проведения мероприятий, концертов, досугов, соответствие тематики мероприятия возрастным особенностям детей;
  • смежность тем творческих выставок, конкурсов с темами, реализуемыми в образовательной организации.

Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе.

Таким образом, современная образовательная организация не может успешно реализовывать свою деятельность, развиваться без широкого сотрудничества с социумом, если оно заинтересовано в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе учреждения только с семьями своих воспитанников; развитии позитивного общественного мнения о своей организации; повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей; улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде; творческом саморазвитии участников образовательного процесса.

Опыт работы с различными учреждениями показывает, что активная позиция образовательной организации в социуме влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, представляет образовательный процесс более эффективным и открытым.

Организация социокультурной связи между образовательной организацией и другими учреждениями позволяет:

  • использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных способностей;
  • решать комплекс образовательных задач, тем самым повышая качество образовательных услуг и уровень реализации образовательной программы.

Такая организация деятельности направлена на более полное использование образовательных, культурных ресурсов социума и представляет возможность эффективного повышения успешной адаптации детей в социальном окружении.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)