Модульно-рейтинговая система организации учебного процесса студентов

Изменение образования в соответствие с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения, и, соответственно, способов оценки достижений обучающихся. Сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.

Модульно-рейтинговая система организации учебного процесса — это совокупность организационных мероприятий, управляющих процессом освоения основной образовательной программы по специальности (направлению) высшего профессионального образования, при которой осуществляется структурирование содержания каждой учебной дисциплины на модули и проводится регулярная оценка знаний и умений студентов в течение семестра.

Рейтинговая система оценки учебных достижений студентов — одна из форм экспертной оценки достижений в процессе профессионального образования обучающихся.

Учебный модуль — логически завершенный самостоятельный раздел дисциплины, объединяющий ряд тем в соответствии с рабочей программой.

Цель разработки модулей — расчленить содержание дисциплины на логически завершенные части в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, определить для всех частей дисциплины целесообразные виды и формы обучения и контроля.

Желательно, чтобы количество модулей по дисциплине в каждом семестре было не более трех. Ограничение числа модулей создает условия для оптимизации текущего контроля студентов (три контрольных недели) и организации учебного процесса в целом.

Рейтинг — с английского rating — это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.

Рейтинговая система — совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности студентов, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому ученику в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин.

Существует несколько определений понятия «рейтинг»:

  • обобщенный показатель качества обучения студентов;
  • оценка учебных достижений студентов в баллах, которые он получает за все виды учебной деятельности, объективно отражающая сложность и качество выполняемых заданий.

В вузовской практике рейтинг — это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по балльной шкале (например, 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр, год и т. д.).

Рейтинговая система оценки учебных достижений студентов:

  • является кумулятивной (накопительной) и используется для
    управления образовательным процессом;
  • предусматривает развитие самостоятельности и активности студентов;
  • предполагает непрерывный контроль за учебной деятельностью
    студентов на всех этапах обучения.

Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения.

В своей совокупности рейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и отметку ее усвоения. В их числе:

  1. рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу студента
    и его результаты на экзамене (зачете);
  2.  совокупный семестровый рейтинг, отражающий успеваемость
    студента по всем предметам, изучаемым в данном семестре;
  3. заключительный рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода;
  4. интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость студента в целом в течение какого-то периода обучения.

Цель рейтинговой оценки — получение количественной оценки текущих и итоговых учебных достижений обучаемых для комплексной оценки качества работы студентов при освоении ими содержания основных образовательных программ.

Задачи рейтинговой оценки учебных достижений студентов:

  • оптимизация управления образовательным процессом;
  • поддержание мотивации активной и равномерной работы
  • студентов в семестре;
  • стимулирование учебной деятельности и самоконтроля студентов;
  • активизация самостоятельной работы студентов;
  • усиление контроля за посещаемостью студентов.

Подведение итогов текущего контроля в течение семестра проводится трижды во время контрольных недель, сроки которых определяются графиком учебного процесса.

Принципы реализации рейтинговой системы оценки успеваемости:

  • структурированность содержания учебной дисциплины;
  • константность критериев;
  • прозрачность видов контроля и результатов оценки;
  • объективность и систематичность оценки;
  • функционирование обратной связи;
  • взаимная ответственность участников образовательного процесса.

Результаты применения рейтинговой системы в учебном процессе позволяют, во-первых, осуществлять текущую и итоговую аттестацию по дисциплине за семестр (в более гибкой форме); во-вторых, на основе суммы рейтинговых баллов, набранной студентами за семестр (учебный год) по всем дисциплинам в вузе, могут определяться победители конкурса «Лучший студент курса», «Лучший студент института», а также претенденты на получение именных стипендий.

Рейтинговая система оценки успеваемости студентов предполагает:

  • модульное построение учебного процесса по дисциплине;
  • разработку форм (текущего, промежуточного и итогового)
  • контроля и шкал оценки в рейтинговых баллах по различным видам учебной деятельности.

Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно ориентированного обучения.

Предлагаем следующий алгоритм деятельности преподавателя по внедрению модульно-рейтинговой системы в учебный процесс:

  • выделить основные дидактические единицы дисциплины в соответствие с ГОС;
  • объединить их в модули;
  • определить числовую значимость каждого модуля;
  • определить перечень работ студента и виды контроля по каждому модулю;
  • составить таблицу оценки учебных достижений студентов с учетом изучаемых модулей и количества баллов по видам контроля;
  • разработать шкалу рейтинговых балов для оценки успеваемости по дисциплине.

Дисциплины структурируются по модулям (крупные темы, разделы, имеющие логическое завершение). Рекомендуется делить семестровую дисциплину на три модуля, в которых преподаватель выделяет формы текущего контроля. Освоение каждого модуля обязательно завершается обобщающим контрольным мероприятием.

Дисциплинарные модули, формы текущего контроля и шкала баллов, по которым они оцениваются, отражаются в рабочей программе курса, утверждающейся на заседании кафедры перед началом учебного года, либо семестра, в котором ведется дисциплина.

Главная сложность при внедрении рейтинговой системы контроля — значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к урокам и дополнительным занятиям. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.

Таким образом, внедрение модульно-рейтинговой системы организации учебного процесса обеспечивает повышение качества образовательных результатов через усиление интереса и мотивации учебной деятельности, рост самостоятельности, организации систематической, ритмичной работы студентов в индивидуально приемлемом темпе в течении всего семестра. Развитие элементов творчества,самоанализа, включение интеллектуальных резервов личности, обусловленных повышенной мотивацией студентов, подготавливает почву для постепенного стирания жестких дистанционных границ между субъектами учебного взаимодействия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)