Модульно-рейтинговая система организации учебного процесса студентов
Изменение образования в соответствие с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения, и, соответственно, способов оценки достижений обучающихся. Сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.
Модульно-рейтинговая система организации учебного процесса — это совокупность организационных мероприятий, управляющих процессом освоения основной образовательной программы по специальности (направлению) высшего профессионального образования, при которой осуществляется структурирование содержания каждой учебной дисциплины на модули и проводится регулярная оценка знаний и умений студентов в течение семестра.
Рейтинговая система оценки учебных достижений студентов — одна из форм экспертной оценки достижений в процессе профессионального образования обучающихся.
Цель разработки модулей — расчленить содержание дисциплины на логически завершенные части в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, определить для всех частей дисциплины целесообразные виды и формы обучения и контроля.
Желательно, чтобы количество модулей по дисциплине в каждом семестре было не более трех. Ограничение числа модулей создает условия для оптимизации текущего контроля студентов (три контрольных недели) и организации учебного процесса в целом.
Рейтинговая система — совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности студентов, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому ученику в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин.
Существует несколько определений понятия «рейтинг»:
- обобщенный показатель качества обучения студентов;
- оценка учебных достижений студентов в баллах, которые он получает за все виды учебной деятельности, объективно отражающая сложность и качество выполняемых заданий.
В вузовской практике рейтинг — это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по балльной шкале (например, 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр, год и т. д.).
Рейтинговая система оценки учебных достижений студентов:
- является кумулятивной (накопительной) и используется для
управления образовательным процессом; - предусматривает развитие самостоятельности и активности студентов;
- предполагает непрерывный контроль за учебной деятельностью
студентов на всех этапах обучения.
Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения.
В своей совокупности рейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и отметку ее усвоения. В их числе:
- рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу студента
и его результаты на экзамене (зачете); - совокупный семестровый рейтинг, отражающий успеваемость
студента по всем предметам, изучаемым в данном семестре; - заключительный рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода;
- интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость студента в целом в течение какого-то периода обучения.
Цель рейтинговой оценки — получение количественной оценки текущих и итоговых учебных достижений обучаемых для комплексной оценки качества работы студентов при освоении ими содержания основных образовательных программ.
Задачи рейтинговой оценки учебных достижений студентов:
- оптимизация управления образовательным процессом;
- поддержание мотивации активной и равномерной работы
- студентов в семестре;
- стимулирование учебной деятельности и самоконтроля студентов;
- активизация самостоятельной работы студентов;
- усиление контроля за посещаемостью студентов.
Подведение итогов текущего контроля в течение семестра проводится трижды во время контрольных недель, сроки которых определяются графиком учебного процесса.
Принципы реализации рейтинговой системы оценки успеваемости:
- структурированность содержания учебной дисциплины;
- константность критериев;
- прозрачность видов контроля и результатов оценки;
- объективность и систематичность оценки;
- функционирование обратной связи;
- взаимная ответственность участников образовательного процесса.
Результаты применения рейтинговой системы в учебном процессе позволяют, во-первых, осуществлять текущую и итоговую аттестацию по дисциплине за семестр (в более гибкой форме); во-вторых, на основе суммы рейтинговых баллов, набранной студентами за семестр (учебный год) по всем дисциплинам в вузе, могут определяться победители конкурса «Лучший студент курса», «Лучший студент института», а также претенденты на получение именных стипендий.
Рейтинговая система оценки успеваемости студентов предполагает:
- модульное построение учебного процесса по дисциплине;
- разработку форм (текущего, промежуточного и итогового)
- контроля и шкал оценки в рейтинговых баллах по различным видам учебной деятельности.
Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно ориентированного обучения.
Предлагаем следующий алгоритм деятельности преподавателя по внедрению модульно-рейтинговой системы в учебный процесс:
- выделить основные дидактические единицы дисциплины в соответствие с ГОС;
- объединить их в модули;
- определить числовую значимость каждого модуля;
- определить перечень работ студента и виды контроля по каждому модулю;
- составить таблицу оценки учебных достижений студентов с учетом изучаемых модулей и количества баллов по видам контроля;
- разработать шкалу рейтинговых балов для оценки успеваемости по дисциплине.
Дисциплины структурируются по модулям (крупные темы, разделы, имеющие логическое завершение). Рекомендуется делить семестровую дисциплину на три модуля, в которых преподаватель выделяет формы текущего контроля. Освоение каждого модуля обязательно завершается обобщающим контрольным мероприятием.
Дисциплинарные модули, формы текущего контроля и шкала баллов, по которым они оцениваются, отражаются в рабочей программе курса, утверждающейся на заседании кафедры перед началом учебного года, либо семестра, в котором ведется дисциплина.
Главная сложность при внедрении рейтинговой системы контроля — значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к урокам и дополнительным занятиям. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.Таким образом, внедрение модульно-рейтинговой системы организации учебного процесса обеспечивает повышение качества образовательных результатов через усиление интереса и мотивации учебной деятельности, рост самостоятельности, организации систематической, ритмичной работы студентов в индивидуально приемлемом темпе в течении всего семестра. Развитие элементов творчества,самоанализа, включение интеллектуальных резервов личности, обусловленных повышенной мотивацией студентов, подготавливает почву для постепенного стирания жестких дистанционных границ между субъектами учебного взаимодействия.
- Метод проектов в практике физического воспитания
- Мониторинг качества физического воспитания
- Педагогическое проектирование в физическом воспитании
- Модели физического воспитания
- Ключевые понятия современного физического воспитания
- Задачи физического воспитания в контексте тенденций развития современного образования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу