Музыка и эволюция

Эволюцию мы понимаем в синергетическом смысле: как системно-эволюционное развитие материи по принципу «неживая», физическая – «живая», биологическая – социокультурная, человеческая, где «живая» материя – качественный итог развития «неживой», социокультурная – «живой». В этом плане музыка, будучи социокультурным образованием, является качественным итогом системно-эволюционного становления материи.

Свидетельство тому, что музыка – качественное достижение системно-эволюционного развёртывания материи, – наличие в её звуковом материале (наиболее полно воплощаемом в звуковой конструкции музыкального произведения европейской профессиональной музыки конца XVI – начала XX вв.) трёх уровней звучания, именуемых нами физико-акустическим, коммуникативно-интонационным и духовно-ценностным. Физико-акустический уровень – естественно-природный (физический)  срез звучания музыки, коммуникативно-интонационный уровень – естественно-природный (интонационный, или биологический), духовно-ценностный уровень – социокультурный (человеческий).

В силу того, что физико-акустический, коммуникативно-интонационный и духовно-ценностный уровни звучания музыки соответственно связаны с тремя видами материи: «неживой», «живой» и социокультурной, в указанной последовательности представляющими системно-эволюционное движение материи в целом, названные уровни звучания можно рассматривать как поступательные этапы эволюции музыки, заключающейся, в соответствии с общим принципом эволюции, в её (музыки) качественном совершенствовании.

Действительно, исследуя звуковую ткань музыки с точки зрения физико-акустического уровня звучания, можно говорить о таких феноменах, как ритм, метр, темп, тембр, динамика, являющихся первичными средствами музыкальной выразительности.

Исследуя эту ткань с точки зрения коммуникативно-интонационного уровня, можно говорить не только о ритме, метре, темпе и т.д., но и интонации, оказывающейся качественным итогом (качественной суммой) предшествующего эволюционного развития звуковой материи, определяемой в понятиях «ритм», «метр», «темп», «тембр» и «динамика».

Наконец, рассматривая звуковую ткань музыки в аспекте духовно-ценностного уровня звучания, можно уже говорить не только о ритме, метре, темпе, тембре, динамике,  интонации, но и ладе, тональности, мелодии и гармонии, представляющих собой, в свою очередь, качественный итог (качественную сумму) предшествующего эволюционного становления звуковой материи, фиксируемой понятиями «ритм», «метр», «темп», «тембр», «динамика» и «интонация».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)