Принципы стандартизации

Основные принципы стандартизации в Российской Федерации, обеспечивающие достижение целей и задач ее развития, сформу­лированы в ФЗТР и более подробно изложены в ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения». Эти принципы заключаются:

  • в добровольности применения стандартов;
  • достижении при разработке и принятии стандартов консен­суса всех заинтересованных сторон;
  • использовании международных стандартов как основы раз­работки национальных стандартов;
  • комплексности стандартизации для взаимосвязанных объек­тов;
  • недопустимости установления в стандартах требований, про­тиворечащих техническим регламентам;
  • установлении требований в стандартах, соответствующих со­временным достижениям науки, техники и технологий, с уче­том имеющихся ограничений по их реализации;
  • установлении требований в стандартах, обеспечивающих возможность объективного контроля их выполнения;
  • четкости и ясности изложения стандартов, с тем чтобы обе­спечить однозначность понимания их требований;
  • исключении дублирования разработок стандартов на иден­тичные по функциональному назначению объекты стандар­тизации;
  • недопустимости создания препятствий производству и обра­щению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для вы­полнения целей стандартизации;
  • доступности представления информации по стандартам всем заинтересованным лицам, за исключением оговоренных за­конодательством случаев.

Национальный стандарт применяют на добровольной основе. Обязательность соблюдения национальных стандартов наступа­ет при прямом указании на это в действующем законодательстве, договорах, контрактах, правомерно принятых нормативных доку­ментах федеральных органов исполнительной власти или пред­приятий любых форм собственности.

Обязательность соблюдения требований национальных стандар­тов, принятых до 1 июля 2003 г., сохраняется до принятия соответ­ствующих технических регламентов в части:

  • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физиче­ских или юридических лиц, государственного или муници­пального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приоб­ретателей, и необходимости госконтроля (госнадзора) за их соблюдением.
Международные и региональные стандарты отражают передовой опыт экономически развитых стран мира, результаты научных ис­следований, требования широкого круга потребителей и государ­ственных органов и представляют собой правила, общие принципы или характеристики для большинства стран, поэтому применение международных (региональных) стандартов при разработке нацио­нальных стандартов является одним из важных условий выхода российской продукции на мировой рынок.

Открытость процессов разработки национальных стандартов обеспечивается на всех стадиях, начиная от планирования, разра­ботки до принятия стандарта. Это достигается:

  • публикацией программ разработки национальных стандар­тов и уведомлений об их разработке, завершении публичного обсуждения и утверждении;
  • публичностью обсуждения проектов национальных стандар­тов;
  • единством и непротиворечивостью правил разработки и утверждения стандартов с обязательной экспертизой всех проектов стандартов.

Разработка национальных стандартов выполняется открыто с участием технических комитетов по стандартизации, объединяю­щих на добровольной основе наиболее компетентных юридических и физических лиц, заинтересованных в стандартизации того или иного объекта. Целесообразность разработки национальных стандартов опреде­ляется их социальной, экономической и технической значимостью и приемлемостью при применении.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)