Прочие расходы

1.Спорные и не учитываемые при расчете налога расходы
2.Расчет налога на доходы физических лиц
3.Налоговая декларация по НДФЛ
4.Порядок определения и начисления взносов
5.Изменения в объекте обложения страховыми взносами
6.Порядок уплаты взносов
7.Отчетность по взносам
8.Проверки плательщиков взносов
9.Полномочия органов ПФР и ФСС по взысканию сумм недоимки
10.Ответственность плательщика взносов
11.Взносы в ПФР
12.Налогообложение выплат наемным работникам

К прочим расходам индивидуального предпринимателя, в частности, относятся расходы на сертификацию продукции и услуг; расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством РФ. Кроме того, расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала.

В Порядке учета ничего не сказано о нормировании отдельных расходов, например расходов на рекламу, а мы знаем, что такие расходы принимаются при исчислении налога на прибыль в пределах установленных норм.

Порядок учета принят в связи с введением гл. 25 “Налог на прибыль организаций”. Исходя из этого, индивидуальный предприниматель также обязан учитывать такие расходы с уменьшением налогооблагаемой базы в пределах установленных норм.

Напомним, что порядок нормирования расходов на рекламу установлен п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ.

Спорные и не учитываемые при расчете налога расходы 

На страницах данной книги уже упоминались расходы, в отношении которых возникают споры с налоговыми органами. Поэтому мы не будем повторять их вновь, а попытаемся сформулировать общий принцип, согласно которому принятие расходов индивидуального предпринимателя, применяющего общую систему налогообложения, при исчислении налога вызывает жаркие баталии.

Камнем преткновения становятся расходы, которые сложно разграничить между предпринимательской деятельностью гражданина и его личными нуждами.

Исходя из общего правила законодательства о налогах и сборах лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

Интересно
Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. А вот обязанность предоставить факты, свидетельствующие о налоговом правонарушении и виновности лица, возложена на налоговые органы.

Немало вопросов возникает и по поводу учета при исчислении НДФЛ налога на добавленную стоимость. Ведь налог, начисляемый за один период, автоматически будет уплачен только в другом периоде. Данную ситуацию пытались в частных ответах прокомментировать и московские налоговики.

Причем ряд ответов был написан словно с целью запутать налогоплательщика, так как, описывая общий порядок учета доходов и расходов, налоговики упорно избегали высказать мнение конкретно об учете НДС, начисленного налогоплательщиком в бюджет.

Расчет налога на доходы физических лиц 

Рассчитав по книге учета налогооблагаемую базу, предприниматель должен самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет. Как мы уже говорили, индивидуальные предприниматели, применяющие общеустановленную систему налогообложения, являются плательщиками налога на доходы физических лиц. Особенности исчисления сумм этого налога индивидуальными предпринимателями оговорены в ст. 227 Налогового кодекса РФ.

Так, физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисляют и уплачивают налог по суммам доходов, полученным от осуществления такой деятельности.

Пример. Индивидуальный предприниматель получил доход от занятия предпринимательской деятельностью в сумме 88 900 руб. Расходы составили 10 000 руб. Разница между доходами и расходами (78 900 руб.) и будет представлять налогооблагаемый доход предпринимателя.

Итак, налогооблагаемая база рассчитана. Теперь произведем начисление самого налога.

Налоговые ставки по НДФЛ установлены в ст. 224 Налогового кодекса РФ. Доход индивидуального предпринимателя от занятия предпринимательской деятельностью облагается по ставке 13 процентов.

Пример. Налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя составил 78 900 руб.

Отсюда сумма НДФЛ составит: 10 257 руб. (78 900 руб. x 13%).

Статьей 225 Налогового кодекса РФ определено, что сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

Сейчас речь шла о НДФЛ с фактически полученных доходов. Но ведь индивидуальные предприниматели несут обязанность по уплате авансовых платежей по налогу.

Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. При этом расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов.

А уплата авансовых платежей производится налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

  • за январь – июнь – не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
  • за июль – сентябрь – не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
  • за октябрь – декабрь – не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Но предполагаемый доход тем и отличается от фактического, что является лишь предполагаемым. Жизнь постоянно вносит в планы предпринимателей свои коррективы. И фактический доход по сравнению с планируемым может значительно, даже более чем на 50 процентов, увеличиться или уменьшиться.

В этом случае налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода на текущий год. А налоговый орган обязан перерассчитать суммы авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.

Пример. Предполагаемый доход на текущий год индивидуальным предпринимателем был заявлен в размере 93 000 руб., сумма авансового платежа составила 12 090 руб. (93 000 x 13%).

По сроку до 15 июля текущего года был уплачен авансовый платеж в размере 6045 руб., но по данным налогового учета доход за январь – июль нарастающим итогом составил 200 000 руб., поэтому индивидуальный предприниматель представил в налоговую инспекцию декларацию о предполагаемом доходе, заявив сумму в размере 270 000 руб., налоговый орган произвел перерасчет суммы авансовых платежей, подлежащих уплате по сроку до 15 октября текущего года и до 15 января следующего года.

Сумма авансовых платежей по ненаступившим срокам уплаты составила:

  • не позднее 15 октября – 8775 руб.;
  • не позднее 15 января – 8775 руб. 270 000 x 13% = 35 100;
  • 35 100 / 4 = 8775 руб.

Общая же сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

Но, рассказывая об особенностях исчисления НДФЛ индивидуальными предпринимателями, необходимо рассмотреть порядок применения налоговых вычетов, право на которые гл. 23 “Налог на доходы физических лиц” предоставляет в том числе и индивидуальным предпринимателям.

В соответствии со ст. 218 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право на применение ежемесячных стандартных налоговых вычетов.

Самый существенный ежемесячный стандартный налоговый вычет составляет 3000 руб. и предоставляется, в частности, лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и ряду других подобных категорий лиц.

За ним идет налоговый вычет в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода – распространяется на Героев Советского Союза и Российской Федерации, а также на лиц, награжденных орденом Славы трех степеней; инвалидов с детства, а также на инвалидов I и II групп и прочих подобных лиц.

Всем прочим налогоплательщикам, не перечисленным в предыдущих категориях, предоставляется налоговый вычет в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода до достижения месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 40 000 руб. С того месяца, в котором произошло указанное превышение, стандартный налоговый вычет не применяется.

Кроме стандартного налогового вычета на самого налогоплательщика, ему предоставляется и стандартный налоговый вычет в размере 1000 руб. на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов, опекунов или попечителей. Этот вычет также предоставляется до достижения дохода нарастающим итогом с начала года суммы 280 000 руб.

Пример. Индивидуальный предприниматель имеет двух детей в возрасте до 18 лет.

Его доход за отчетный период составил 6000 руб. При этом его доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, не превысил 280 000 руб.

Поэтому из его месячного дохода (6000 руб.) будут сделаны следующие стандартные налоговые вычеты: 6000 руб. – 400 руб. – (1000 руб. x 2 чел.) = 3600 руб. А сумма налога составит: 3600 руб. x 13% = 468 руб.

Если же индивидуальный предприниматель является вдовой (вдовцом), одиноким родителем, опекуном или попечителем, то налоговый вычет производится в двойном размере. То же происходит в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет – инвалид, а также в случае, если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы (пп. 4 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ).

Пример. Воспользуемся данными предыдущего примера, но предположим, что индивидуальный предприниматель является вдовцом.

В этом случае сумма стандартных налоговых вычетов составит: 400 руб. + (1000 x 2 x 2) = 4400 руб.

Сумма налога будет равна: (6000 – 4400) x 13% = 208 руб.

А для того чтобы воспользоваться указанным вычетом в двойном размере, индивидуальный предприниматель должен предоставить документы, подтверждающие право на данный вычет. Если же вдова (вдовец) или одинокий родитель вновь вступает в брак, то они теряют право на указанный вычет с месяца, следующего за их вступлением в брак.

Если налогоплательщик имеет право более чем на один стандартный налоговый вычет, то ему предоставляется максимальный из них (п. 2 ст. 218 Налогового кодекса РФ).

Но это условие, как уже можно было понять по приведенным примерам, не распространяется на вычет, предоставляемый на детей.

Размер вычета на детей увеличится до 1000 руб. за каждый месяц с 1 января 2009 г. Также изменились и условия его предоставления.

По новым правилам налоговый вычет на детей действует до месяца, в котором доход налогоплательщиков (облагаемый по ставке 13 процентов), исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысит 280 000 руб. При этом учитывается только тот доход, который налогоплательщик получил от того налогового агента, который предоставляет данный налоговый вычет. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысит 280 000 руб., налоговый вычет на содержание детей не применяется.

Указанный налоговый вычет удваивается и составляет 1200 руб. (с 2009 г. – 2000 руб.) за каждый месяц налогового периода, если ребенок в возрасте до 18 лет является инвалидом, а также если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы.

Единственному родителю, опекуну или попечителю, приемному родителю налоговый вычет на содержание детей предоставляется в двойном размере. Предоставление этого налогового вычета одиноким родителям прекращается с месяца, следующего за месяцем их вступления в брак.

По новым правилам иностранцам, у которых ребенок находится за рубежом, вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает ребенок.

Также со следующего года налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.

Статья 219 Налогового кодекса РФ ввела в оборот понятие социальных налоговых вычетов, к которым относятся суммы, перечисляемые налогоплательщиком на благотворительные цели; суммы, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение и своих детей в образовательных учреждениях; суммы, уплаченные за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации.

Расходы на благотворительность принимаются к вычету в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде.

Расходы налогоплательщика на собственное обучение также принимаются в их фактической сумме, но в размере не более 100 000 руб., а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, – в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 100 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.

Интересно
Социальный вычет на лечение также не может превышать 100 000 руб. и предоставляется в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему, его супруге (супругу), родителям и несовершеннолетним детям российскими медицинскими учреждениями.

Кроме того, в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством РФ), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств.

Нередко у человека возникает необходимость реализовать принадлежащее ему на праве собственности имущество или приобрести жилой дом или квартиру. Статьей 220 Налогового кодекса РФ суммы по таким операциям отнесены к имущественным налоговым вычетам.

Сущность их применения в следующем. Сумма полученного дохода уменьшается на суммы, полученные налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 руб., а также на суммы, полученные от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих 125 000 руб.

Имущественный налоговый вычет предоставляется и в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории России жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов. А также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым кредитам и займам, полученным налогоплательщиком в банках Российской Федерации для этих целей.

Но общий размер предоставленного имущественного налогового вычета не может превышать 1 000 000 руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым кредитам и займам, полученным налогоплательщиком в российских банках и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры.

Рассматриваемый имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру.

А также платежных документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком (квитанций к приходным ордерам, банковских выписок о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарных и кассовых чеков, актов о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и других документы).

При приобретении имущества в общую долевую либо общую совместную собственность размер имущественного налогового вычета, исчисленного в соответствии с настоящим подпунктом, распределяется между совладельцами в соответствии с их долей собственности либо с их письменным заявлением (в случае приобретения жилого дома или квартиры в общую совместную собственность).

В отличие от социальных налоговых вычетов имущественный налоговый вычет в случае неполного использования может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования.

Отличие имущественного налогового вычета от социального заключается также в том, что не допускается повторное предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета, связанного с приобретением квартиры, жилого дома.

И, наконец, ст. 221 Налогового кодекса РФ оговаривает профессиональные налоговые вычеты. Эти вычеты особенно интересны индивидуальным предпринимателям. К профессиональным налоговым вычетам предпринимателей относятся фактически произведенные ими и документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов.

Состав таких расходов и порядок их учета мы рассмотрели в предыдущих разделах данной книги. Единственно не был рассмотрен следующий момент.

По каким-то причинам может возникнуть такая ситуация, что налогоплательщик не сможет документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя.

Тогда ему предоставляется профессиональный налоговый вычет в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученной бизнесменом от предпринимательской деятельности.

Подав по окончании налогового периода в налоговый орган одновременно с декларацией письменное заявление, тем самым индивидуальный предприниматель реализует право на получение профессиональных налоговых вычетов.

Налоговая декларация по НДФЛ 

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Обязанность представления декларации по налогу на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями предусмотрена п. 5 ст. 227 Налогового кодекса РФ. Она представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае прекращения деятельности и (или) прекращения выплат, оговоренных Налоговым кодексом РФ, при ведении или получении которых возникала обязанность по составлению и представлению налоговой декларации, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности или таких выплат представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

Письмо МНС России от 22 января 2002 г. N СА-6-04/60 “О представлении налоговой декларации индивидуальными предпринимателями” дополнительно разъясняет, что декларация представляется независимо от результатов предпринимательской деятельности, а именно: получены доходы или имеет место превышение расходов над доходами, то есть налоговая база принимается равной нулю.

Интересно
Непредставление индивидуальным предпринимателем налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок является основанием для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 119 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, п. 2 ст. 76 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае непредставления индивидуальными предпринимателями налоговой декларации в инспекцию в течение двух недель по истечении установленного срока, а также в случае отказа представить декларацию руководителем налогового органа может быть принято решение о приостановлении операций по счетам в банке.

Порядок определения и начисления взносов 

Понятие объекта, облагаемого страховыми взносами, осталось практическим таким же, как и объект обложения ЕСН в настоящее время – страховые взносы начисляются на любые выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам.

Единственное, но очень существенное отличие от гл. 24 НК РФ – объектом для начисления страховых взносов являются даже те выплаты, которые не отнесены к затратам для целей исчисления налога на прибыль.

Что касается базы для начисления страховых взносов, то она по-прежнему определяется как сумма выплат и иных вознаграждений за расчетный период (он равен году) за минусом сумм, не облагаемых взносами.

Однако отменена регрессивная шкала ставок и введен предельный размер налоговой базы в отношении каждого физического лица. На 2010 г. лимит составляет 415 000 руб., в дальнейшем он будет индексироваться в зависимости от уровня средней заработной платы (видимо, в сторону увеличения). Если суммы выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица превысят этот предел, то страховые взносы не взимаются.

Изменения в объекте обложения страховыми взносами 

Список выплат, не подпадающих под страховые взносы, очень напоминает аналогичный перечень из ст. 238 НК РФ. Однако не обошлось и без расхождений.

Так, страховые взносы начисляются:

  • на компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск;
  • на единовременную материальную помощь, оказываемую работодателем в случае рождения (усыновления или удочерения) ребенка (не более 50 000 руб. на каждого ребенка), если она выплачивается в течение года после рождения (усыновления или удочерения);
  • на суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые членам семьи умершего работника;
  • на материальную помощь, оказываемую работодателями своим сотрудникам, в пределах 4000 руб.;
  • на выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на суточные, выплаченные командированному работнику.

Страховые взносы не начисляются на выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам в пользу иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ.

В отношении лиц 1966 года рождения и старше взносы полностью перечисляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, а по лицам 1967 года рождения и младше они распределяются следующим образом: 14% – на страховую и 6% – на накопительную часть трудовой пенсии.

Порядок уплаты взносов 

Уплата страховых взносов должна производиться отдельно в ПФР, в ФСС, в ФФОМС и в ТФОМС (четырьмя платежными поручениями). При этом важно правильно указать КБК и банковские реквизиты Федерального казначейства РФ.

Если в платежке стоит неправильный номер счета Федерального казначейства, КБК или наименование банка-получателя и это привело к неверному зачислению денег, то обязанность по уплате взносов не считается выполненной. За несвоевременное перечисление взносов фонда начисляют пени.

Интересно
Обособленные подразделения платят взносы по тем же правилам, что и единый соцналог. Если подразделение открыло свой расчетный счет, составляет отдельный баланс и начисляет выплаты сотрудникам, то оно выполняет обязанности по уплате взносов и предоставлению отчетности. При этом сумма взносов перечисляется по местонахождению филиала исходя из величины базы, относящейся к нему.

Перечислить страховые взносы в бюджет нужно, как и раньше, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отработанным. Фиксированные страховые взносы ИП, нотариусами и адвокатами производятся не позднее 31 декабря текущего календарного года также отдельными расчетными документами в ПФР, ФФОМС и ТФОМС. Авансовые платежи по страховым взносам не предусмотрены.

Переплату по страховым взносам можно зачесть или вернуть. При этом зачесть переплату можно только в счет будущих платежей или недоимки по этому же фонду.

Отчетность по взносам 

Вместо привычной декларации по ЕСН теперь необходимо привыкать к расчетам.

По окончании каждого отчетного периода (квартала, полугодия, девяти месяцев и календарного года) бухгалтер должен заполнить и сдать два расчета. Первый – в Пенсионный фонд по взносам в ПФР, ФФОМС и ТФОМС. Срок – до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля соответственно.

Второй расчет – в ФСС РФ по взносам на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Срок его сдачи – до 15 апреля, 15 июля, 15 октября и 15 января.

В 2010 г. компании и предприниматели, у которых среднесписочная численность работников превышает 100 человек, обязаны предоставлять расчеты в электронной форме и скреплять ее электронной цифровой подписью (ЭЦП). Остальные плательщики взносов вправе отчитываться на бумаге.

Начиная с 2011 г. в электронном виде будут отчитываться организации и ИП со среднесписочной численностью работников более 50 человек.

Изменяется    и   порядок    сдачи    сведений   по   персонифицированному   учету    в Пенсионный фонд. Если сейчас такие сведения сдаются раз в год, то в 2010 г. их нужно сдавать 2 раза – по итогам полугодия и года (до 01.08.2010 и 01.02.2011), а начиная с 2011 г. – 4 раза в год, ежеквартально (до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля соответственно).

Таким образом, бумажной волокиты для бухгалтера введение нового Закона также добавит.

Проверки плательщиков взносов 

Администрирование страховых взносов, в том числе контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов, будут осуществлять Пенсионный фонд РФ – в отношении пенсионных и медицинских взносов и Фонд социального страхования РФ – в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС РФ. Кроме того, Пенсионный фонд может осуществлять обмен необходимой информацией об уплате взносов с соцстрахом.

Указанные фонды вправе проводить камеральные и выездные проверки. Камеральная проверка будет проводиться чиновниками без какого-либо специального решения в период трех месяцев со дня представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Камеральные проверки по взносам в ПФР, ФФОМС и ТФОМС проводит Пенсионный фонд, по взносам в ФСС – ФСС. Если в ходе проверки будут выявлены ошибки, то предпринимателю в течение пяти дней нужно представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Если же ошибок в отчетности нет, акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки плательщику страховых взносов не сообщается.

Выездная проверка должна проводиться совместно специалистами Пенсионного фонда и ФСС. Причем в рамках выездной проверки Пенсионный фонд проверит также правильность ведения персонифицированного учета.

План выездных контрольных мероприятий составляется на год. Процедура проведения во многом напоминает налоговую выездную проверку.

Это мероприятие также проходит на территории организации или ИП и период проверки также не должен превышать трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки. Общий срок проверки должен быть не более шести месяцев.

Назначать выездную проверку в отличие от налоговой фонды могут не чаще, чем раз в три года. Максимальное время проведения такого мероприятия – два месяца. Проверка может быть приостановлена на шесть месяцев, а в исключительном случае – еще на три. По окончании ревизоры составляют акт, а затем и решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении.

Полномочия органов ПФР и ФСС по взысканию сумм недоимки 

Обязанность по уплате взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов, организации или предпринимателя. Взыскание производится во внесудебном порядке путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика, поручения на списание и перечисление в соответствующий бюджет необходимых сумм.

При недостаточности или отсутствии средств на счетах плательщика орган ПФР может взыскать взносы за счет имущества. Взыскание с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется в судебном порядке.

В случае уплаты страховых взносов с нарушением сроков уплаты начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки платежа начиная со дня, следующего за днем, установленным для уплаты обязательного ежемесячного платежа.

Ответственность плательщика взносов 

Непредоставление расчета в срок карается штрафом в размере 5 процентов от суммы взносов, подлежащих уплате по данному расчету, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для сдачи.

Сумма штрафа не может превышать 30% взносов к уплате и не может быть менее 100 руб. Задержка более 180 дней влечет штраф в размере 30% подлежащих уплате взносов плюс 10% за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня. Минимальная величина санкции составляет 1000 руб.

За неуплату или неполную уплату взносов взимается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы. За умышленную неуплату размер штрафа увеличивается до 40%.

Обратите внимание, срок давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения составляет три года.

Отказ в предоставлении документов, необходимых для проведения проверок, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый несданный документ.

В заключение хочется сказать, что с введением вышеописанных новшеств дополнительная нагрузка на российский бизнес должна составить около 32 млрд долл. США (1 трлн руб.). И, по всей видимости, никакими обещаниями о снижении других налогов компенсировать потери для бизнеса не удастся.

Имеются реальные опасения, что эти шаги будут иметь негативные последствия как для работников, так и для работодателей, так как крупные компании просто свернут свои социальные программы, а средний и малый бизнес опять начнет уводить зарплаты сотрудников “в тень”.

Увеличение налоговой нагрузки на бизнес в кризисное время преследует, безусловно, главную цель – поддерживать пенсии на определенном уровне. Но насколько эти нововведения Правительства окажутся реальными, будет видно уже в ближайшем будущем. Велика вероятность того, что новая реформа в процессе своей реализации столкнется с большими трудностями и, возможно, будет буксовать.

В целом, соглашаясь с необходимостью индексации шкалы ЕСН, необходимо отметить, что предложенный Минздравсоцразвития России вариант приводит к чрезмерному увеличению налоговой нагрузки, что способно иметь достаточно болезненные для экономики страны последствия.

Во-первых, для большинства предприятий увеличится налоговая нагрузка на фонд оплаты труда, что может вызвать снижение официального уровня занятости. Если издержки соблюдения законодательства превышают издержки уклонения от обложения, создаются стимулы к разрыву легальных трудовых отношений с низкооплачиваемыми работниками. В результате часть занятых в экономике переходит в теневой сектор.

Кроме того, если ставка взносов для отдельного предприятия превышает 31,5%, предприятию становится выгоднее оплачивать труд работников из чистой прибыли. Вследствие этого многие предприятия могут вернуться к практике выплаты заработной платы “в конвертах”. Рост налоговой нагрузки на фонд оплаты труда при одновременном ухудшении внешнеэкономической конъюнктуры способен привести к снижению уровня занятости (как официального, так и неофициального) и к замедлению темпов экономического роста.

Во-вторых, значительный рост налоговой нагрузки в связи с уплатой социальных взносов в существующих социально-политических условиях, скорее всего, придется компенсировать снижением других налогов. В этой связи возникает риск усиления политического давления в пользу снижения НДС.

В-третьих, в условиях, когда существенно возрастают поступления в Пенсионный фонд, у правящей элиты может возникнуть иллюзия того, что найден стабильный источник финансирования пенсионной системы и в данной сфере дальнейшего реформирования не потребуется.

Это приведет к тому, что решение о повышении пенсионного возраста будет отложено на долгий срок, а резервы, сформированные за счет нефтегазовых доходов, будут использоваться не на скорейший переход к накопительной пенсионной системе, а на другие цели. В результате даже при крайне высоких ставках социальных платежей пенсионную систему ожидают непростые времена.

Кроме того, в настоящее время все правила и процедуры налогового администрирования регулируются частью первой Налогового кодекса. При отмене ЕСН и переходе на взимание социальных взносов возникает проблема определения того, как будут регулироваться эти взносы.

Если они будут носить страховой характер, то должны быть определены все существенные элементы страхования – страховщик, страхователь, застрахованный, страховая сумма и т.д. Это потребует радикального реформирования системы медицинского и социального страхования. В результате возникает риск не успеть провести качественную реформу данных сфер к заявленному сроку введения страховых платежей (2010 г.).

Взносы в ПФР 

Что касается взносов в Пенсионный фонд РФ, то для предпринимателей ст. 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” установлен фиксированный платеж в бюджет ПФР.

Размер фиксированного платежа устанавливается исходя из стоимости страхового года (Постановление Правления ПФР от 21 июня 2003 г. N 90п). Это сумма денежных средств, которая должна поступить за застрахованное лицо в бюджет ПФР в течение одного финансового года для выплаты ему обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством РФ.

Страховое обеспечение – это выплата трудовой пенсии или социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работающих на день смерти.

Стоимость страхового года ежегодно утверждается Правительством РФ. На момент выхода книги в свет размер фиксированного платежа для 2009 г. составил 7274,4 руб. за год. Чтобы рассчитать месячный размер фиксированного платежа, нужно стоимость страхового года разделить на 12. Это стоимость страхового года (Постановление Правительства РФ от 27 октября 2008 г. N 799).

Согласно п. 4 Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.09.2005 N 582) взносы платят раз в год или частями, но не позднее 31 декабря. Поэтому за несвоевременную уплату с индивидуального предпринимателя могут быть взысканы пени. При этом пени начисляются с 1 января следующего года.

Перечислять взносы необходимо и в том случае, если предприниматель вообще не получает дохода от своей деятельности. Такая позиция высказана Конституционным Судом РФ в Определении от 12 мая 2005 г. N 211-О.

Если в установленный срок годовая сумма платежа не будет перечислена или платеж будет перечислен не полностью, ПФР вправе вынести решение о привлечении предпринимателя к ответственности по ст. 27 Закона N 167-ФЗ. В качестве санкции нарушителю пенсионного законодательства грозит штраф в размере 20 процентов от установленной годовой суммы фиксированного платежа.

В отличие от гл. 24 Налогового кодекса РФ Закон N 167-ФЗ не приравнивает всех членов крестьянского хозяйства к индивидуальным предпринимателям. Таким образом, лишь глава хозяйства обязан перечислять пенсионные взносы так же, как и все остальные предприниматели.

А за остальных членов хозяйства пенсионные взносы надо начислять в размере 14 процентов от сумм полученных ими доходов.

За адвокатов фиксированный платеж в ПФР уплачивают коллегии адвокатов, уменьшая на сумму платежа вознаграждение адвоката.

Лица, уплачивающие фиксированный платеж в ПФР (индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы), а также лица, уплачивающие страховые взносы добровольно, должны ежегодно представлять сведения о страховых взносах и страховом стаже в отделение Пенсионного фонда по месту своей регистрации. Это требование установлено п. 5 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”.

Сведения по персонифицированному учету за прошедший год сдаются в срок с 1 января по 28 февраля года, следующего за отчетным. Они представляются как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Любой предприниматель может бесплатно получить программное обеспечение, необходимое для составления индивидуальных сведений, в отделении ПФР по месту своей регистрации.

Налогообложение выплат наемным работникам 

Индивидуальный предприниматель, который выплачивает заработную плату своим работникам, должен удержать налог на доходы физических лиц с выплаченной суммы по ставке 13 процентов и перечислить его в бюджет не позднее даты выплаты дохода. В этом случае предприниматель выступает как налоговый агент.

Обратите внимание, что налог на доходы физических лиц начисляется не на все выплаты, которые получает наемный работник от предпринимателя. Перечень доходов, которые не подлежат налогообложению, можно найти в ст. 217 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, по заявлению работника при расчете НДФЛ предприниматель может предоставить сотруднику стандартные вычеты на основании ст. 218 Налогового кодекса РФ:

  • на самого сотрудника;
  • на каждого ребенка сотрудника.

Не забывайте об изменениях, вступивших в силу с 1 января 2009 г.

Для отражения данных о доходах каждого работника за год используется налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц по форме 1-НДФЛ. Бланк формы утвержден Приказом МНС России от 31 октября 2003 г. N БГ-3-04/583.

После окончания календарного года индивидуальный предприниматель должен представить в свою налоговую инспекцию сведения о доходах, выплаченных гражданам в прошедшем году. На это ему отводится срок 3 месяца.

Сведения о доходах представляются в виде справок по форме 2-НДФЛ, которая утверждена Приказом ФНС России от 13 октября 2006 г. N САЭ-3-04/706@. Ее нужно заполнить на каждого человека, который получал в прошедшем году от предпринимателя доход. Это могут быть и сотрудник предпринимателя, внештатный работник или гражданин, который работает по гражданско-правовому договору.

Если таких получателей дохода окажется меньше 10 человек, то справки можно напечатать на печатной машинке или распечатать на принтере. Если их больше 10, то их надо подать в электронном виде – на дискете или через Интернет. В этом случае составляется два экземпляра реестра – списка всех справок.

Справка по форме 2-НДФЛ заполняется на основании личной карточки за прошедший год.

Объектом обложения являются только выплаты и другие вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

При этом индивидуальные предприниматели не рассчитывают ЕСН, а после его отмены – страховые взносы с вознаграждений, которые они выплачивают физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей.

Но обращаем ваше внимание на то, что если выплачивается вознаграждение индивидуальному предпринимателю, в свидетельстве которого осуществляемая им деятельность не названа, то у индивидуального предпринимателя, производящего выплаты, по мнению налоговых органов, возникает обязанность исчислить ЕСН.

Предприниматели должны определять налоговую базу и сумму налога отдельно по каждому сотруднику ежемесячно нарастающим итогом с начала года. Делать это удобнее в индивидуальной карточке сотрудника. Можно использовать форму, утвержденную Приказом МНС России от 27 июля 2004 г. N САЭ-3-05/443.

В то же время предприниматели не могут пользоваться льготой, которая предусмотрена пп. 1 п. 1 ст. 239 Налогового кодекса РФ (выплаты инвалидам). Эта льгота установлена только для организаций.

Величина взносов зависит от того, к какому классу профессионального риска отнесена отрасль экономики, в рамках которой предприниматель будет осуществлять свою деятельность.

Размер страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний указывается в специальном уведомлении, которое отделение ФСС РФ выдает вместе со страховым свидетельством.

Ежеквартально индивидуальные предприниматели должны отчитываться перед ФСС РФ. Как мы уже говорили, расчетная ведомость по средствам Фонда социального

страхования России представляется страхователями в исполнительные органы ФСС РФ не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Вместе с расчетной ведомостью предприниматели сдают отчет по использованию сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Если предприниматель по каким-либо причинам пропустил срок сдачи или вообще не подал отчет, ему грозит штраф в размере 1000 руб., а за повторное нарушение сроков размер штрафа возрастает до 5000 руб.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)