Процесс ведения переговоров в условиях конфликтных отношений
Процесс переговоров – сложный процесс, не однородный по задачам, состоит из нескольких этапов: подготовка к переговорам; процесс; анализ результатов; выполнение достигнутых договоренностей.
Подготовка к переговорам. Фактически она начинается когда одна из сторон инициирует их и участники займутся их подготовкой. Как будет проведена подготовка зависит будущее переговоров. Подготовка к переговорам ведется по двум направлениям: по организационным и содержательным.
К организационным относятся:
- формирование делегаций;
- определение места и времени встречи;
- повестка;
- согласование с заинтересованными организациями, касающиеся их вопроса.
Важно определить делегацию, главу и персональный состав.
Содержательная сторона включает:
- анализ проблемы и интересов участников;
- формирование общего подхода к переговорам;
- определение возможных вариантов решения.
Для повышения эффективности подготовки к переговорам возможно проведение экономической, правовой или иной экспертизы; составление балансовых листов (делаются списки положительных и отрицательных фактов); проведение группового обсуждения отдельных вопросов переговоров по методу мозгового штурма; экспертный опрос по оценке вариантов решений; использование компьютерной техники для имитационного моделирования: а) выявление степени риска и неопределенности; выбор норм и процедур для принятия решения; оптимизация процесса принятия решений.
Второй этап – ведение переговоров.
В ходе этапа уточнения интересов снимается информационная неопределенность по обсуждаемой проблеме; находится общий язык с партнером по переговорам; обсуждаются вопросы необходимо убедится, что под одним и тем же термином стороны понимают одинаковые, а не разные вещи.
Этап уточнения проявляется в изложении сторонами позиций и предоставление разъяснений по ним, внося предложения стороны тем самым определяют свои приоритеты, свое понимание возможных путей решения проблемы.
Этап обсуждения, аргументации:
- направлен на максимально понятно обосновать своей позиции;
- он приобретает особое значение если стороны ориентируются на решение проблемы путем компромисса
- во время обсуждения оппонент показывает на что и почему сторона не может пойти;
- обсуждение является логическим продолжением уточнения позиций;
- стороны путем выдвижения аргументов в ходе дискуссии, высказывание оценок в адрес предложений оппонентов показывают с чем и почему они принципиально не согласны или напротив, что может быть продолжением обсуждения;
- если стороны стремятся решить проблему путем переговоров, то результатом этапа аргументации или обсуждения, должно быть выделение рамок возможных договоренностей.
Согласование позиций. Выделяется две фазы согласования позиций: сначала согласование общей формулы; затем деталей. При выработке общей формулы соглашений, а затем и при ее детализации, стороны проходят все три этапа уточнения, обсуждения и согласования позиций.
Переговоры в условиях конфликтов, как правило оказываются более успешными если:
- предмет конфликта четко определен;
- стороны избегают использование угрозы;
- участники стараются отойти от рассмотрения конфликтов как ситуации с нулевым результатом;
- отношения сторон не сводятся только к урегулированию конфликта, а охватывают многие области, где интересы сторон совпадают; д) ставки участников не слишком высоки;
- силы сторон примерно равны; ж) обсуждается не слишком большое количество вопросов, так как одни вопросы могут тормозить решения других.
Заключительным периодом процесса переговоров является анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей.
Принято считать, что если стороны подписали какой-либо документ – переговоры прошли не в пустую. Вместе с тем наличие документа не всегда означает успех, а его отсутствие не всегда провал.
Субъективные оценки переговоров и их результатов является важнейшим индикатором:
- переговоры можно считать успешными если обе стороны высоко оценивают их итоги;
- другой важнейший показатель успешности переговоров – степень решения проблемы, успешные переговоры предполагают решение проблемы, однако участники могут по разному считать на сколько проблема решена;
- третий показатель успешности переговоров – выполнение обеими сторонами взятых на себя обязательств, то есть переговоры закончились, но взаимодействие сторон продолжается.
После завершения переговоров необходимо провести анализ их процессуальной и содержательной стороны, то есть обсудить, что способствовало успеху переговоров; какие возникли трудности и как они преодолевались; что не учтено при подготовке к переговорам и почему; каково было поведение оппонента на переговорах; какой опыт ведения переговоров можно использовать.
- Проблемы урегулирование конфликтов между богатым севером и бедным югом
- Виды и функции переговоров
- Деятельность посредника по урегулированию конфликт и эффективность посреднических действий
- Третья сторона и ее роль в урегулировании конфликта
- Роль международного сообщества в урегулировании конфликтов и типология миротворческих операций
- Мирные средства разрешения международных споров
- Направление предотвращения межгосударственных конфликтов
- Основные тенденции и механизмы урегулирования конфликтов
- Методологические основы исследования конфликтов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу