Роль массмедиа в формировании гражданского общества

Гражданское общество представляет негосударственную часть общественно-политической жизни, совокупность общественных отношений, формальных и неформальных органов, обеспечивающих условия политической деятельности человека. Значимой характеристикой является достижение высокого уровня самоорганизации и саморегуляции людей.

Вследствие этого гражданское общество интерпретируется как основанная на самоорганизации система социально-экономических и политических отношений, функционирующих в правовом режиме справедливости, свободы, удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, групп и объединений.

В середине ХVII века термин был введен в научный обиход Г. Лейбницем (1646 – 1716), немецким философом, ученым и общественным деятелем. Разработку проблем гражданского общества вели Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье.

Предложенная ими концепция основана на идеях естественного права и общественного договора. С одной стороны, личность добровольно передает свои права государству, с другой стороны, его власть ограничивается в интересах реализации людьми свободы. Основное условие эффективности деятельности гражданского общества состоит в добровольности и взаимности договора, который устраивает и индивидов, и государство.

Значительный вклад в разработку концепций гражданского общества внес Г. В. Ф. Гегель. Немецкий философ интерпретировал его как своеобразную стадию в диалектическом движении от семьи к государству и включал в него рыночную экономику, социальные классы, политические институты.

Особый подход к проблеме гражданского общества проявил К. Маркс. Ученый рассматривал его как сферу материальной, экономической жизни, общественную организацию, развивающуюся непосредственно из производства и обращения, в которой происходят революционные изменения: ликвидация частной собственности и эксплуататорских классов.

В современной политологии общество рассматривается как совокупность гражданского общества и государства, как основного института политической власти. Гражданское общество выступает связующим звеном между гражданином и государством. В гражданском обществе осуществляется повседневная политическая жизнь людей.

Ученые высказывают различные мнения о происхождении гражданского общества. Одни обнаруживают его зачатки на первобытно-общинной стадии развития человечества, когда формировались семейные и родовые общины. Другие полагают, что с появлением частной собственности и эксплуататорских классов государство создало гражданское общество, как орган господствующего класса. Третьи убеждены, что оно отражает протест граждан против всевластия государства, стремление людей реализовать права и свободы.

Условия для формирования современного гражданского общества стали складываться в результате буржуазных революций, происшедших в странах Западной Европы. Оно начало функционировать после принятия биллей о правах в Англии и США и декларации прав человека и гражданина во Франции. Современное гражданское общество характеризуется наличием свободных владельцев средств производства; развитостью и разветвленностью демократии; правовой защищенностью граждан; определенным уровнем гражданской культуры.

Основными элементами структуры гражданского общества являются политические партии, общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные), союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, научные и культурные организации, спортивные общества, муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, религиозные организации, семья.

Среди этих элементов – и независимые средства массовой информации. Особенности развития Западной Европы и Северной Америки демонстрируют значимость информационного компонента, как определителя экономического развития.

Исследователи отмечают, что 1960-е годы ознаменовались формированием общества массового потребления в результате использования поточно-конвейерного производства, обеспечившего производство качественных товаров и услуг и обусловившего господство потребителя. Распространение информационных технологий способствовало перемещению основной массы занятых в сферу интеллектуального труда и духовного производства.

Массмедиа создают благоприятные условия для формирования плюрализма мнений, отстаивания ценностей и интересов и влияния на принятие решений органами власти. В обществе, в котором наука освоила роль непосредственной производительной силы, а информация и знания представляют важнейший ресурс, собственность на средства производства теряет вес, как основное условие высокого благосостояния. Способностью применить те или иные средства производства дополняется возможность присвоения благ, а работник все чаще оценивается окружающими людьми как обладатель уникальных интеллектуальных, творческих качеств.

С последней трети XX века процесс формирования и развития гражданского общества во многих странах протекает интенсивнее. Это обусловлено перестройкой общепланетарной системы, ее экономической, политической, культурной составляющих в условиях обострения глобальных проблем.

Анализ социальной действительности показывает, что актуальным становится осмысление интегрирования человечества в единый гражданский информационный механизм с универсальной системой регулирования. Мировое сообщество нацелено на создание «новой глобальной цивилизации», которая сконцентрировала бы цели взаимовыгодного сосуществования и культурологическую, нравственную, религиозную толерантность.

Формирование гражданского общества в России отличается от аналогичного процесса, наблюдаемого в странах Западной Европы и США. Некоторые ученые высказывают мнение, что благоприятными стали традиции коллективного решения проблем, а новгородское вече и крестьянская община являются прообразом гражданского общества.

В качестве особенностей формирования его в России выделяются следующие. Строительство гражданского общества начато значительно позднее, чем в Западной Европе и США. В качестве точек отсчета воспринимают отмену крепостного права в 1861 году, реформы судебной системы и местного самоуправления, проведенные царем Александром II. Формирование многопартийности в России происходило лишь в начале ХХ века, т. е. опять-таки позднее, чем в странах Западной Европы и США.

В современной России частная собственность не только не служит в качестве фактора формирования гражданского общества, но и разделяет людей, содействуя поляризации отношений групп населения, отмечают ученые. Это обусловлено, в частности, тем, что в Восточной Европе повышение значимости индивидуализма происходит в условиях неблагоприятного экономического положения, несовершенства социальных институтов, недооценки населением важности горизонтальных социальных связей.

В условиях ценностно-нормативной неопределенности индивидуализм не ведет к формированию гражданского общества. Из анализа опыта западных стран вытекает вывод о том, что при отсутствии ценностей становление его и демократизация осложнены. Массмедиа, как элемент структуры гражданского общества, изучают важные индикаторы демократического устройства – возможности граждан объединяться (или не объединяться) в ассоциации без вмешательства государства, предрасположенность общества к восприятию критики и конструктивных высказываний в адрес органов власти.

Отражая уровень активности избирателей, журналисты демонстрируют степень вовлечения конкретных людей в деятельность, осуществляемую в сфере политики. Именно поэтому можно рассматривать роль массмедиа в формировании гражданского общества двояко.

С одной стороны, они являются форумом для обсуждения вопросов, важных для социально активных людей, формируют в современном обществе своего рода коммуникационную площадку, на которой элита, политические партии, общественные движения и отдельные граждане могут вести диалог друг с другом.

Без участия массмедиа подобное общение затруднительно, и потому сегодня они превратилась в ключевой инструмент ведения дискуссий, играют важную роль в формировании и функционировании гражданского общества. С другой стороны, рассказывая о нем, журналистика содействует повышению уровня политических знаний избирателей и способна распространять идеи достижения согласия.

Интересно
По мнению исследователей, в российском контексте актуальна именно такая комплексная деятельность массмедиа, когда они одновременно организуют обмен мнениями в социуме, поддерживают конструктивную дискуссию и создают благоприятные условия для единства в обществе.

Анализ моделей массовой коммуникации, используемых во многих странах мира, показывает, что массмедиа воспринимают статус «четвертого сословия», «сторожевого пса демократии», то есть свою функцию критики власти, прямолинейно, однозначно, считают исследователи. Функции массмедиа включают наряду с ней и соблюдение принципов социальной ответственности.

Не может быть свободной прессы, организующей дискуссии, но не осознающей ответственность за их результаты. Важен поиск журналистами баланса между критикой и ответственностью, между негативным и позитивным. Однако не в меньшей степени ход и тон общественной дискуссии зависят от политической культуры, уровня гражданского сознания, степени индивидуальной свободы и ответственности избирателей.

В этом смысле российская ситуация уникальна, поскольку, несмотря на уменьшающееся доверие аудитории к массмедиа, многие люди находятся в зависимости от предлагаемых им сообщений. Эта зависимость проявляется в политическом поведении, профессиональных решениях и динамике ценностных ориентаций.

Поэтому у массмедиа в России особая задача – способствовать разработке стратегии, перерастающей в формирование зрелого гражданского общества. Степень его зрелости влияет на степень критики, которую может себе позволить пресса, действуя согласно концепции социальной ответственности.

Интересно
Для общества полезно распространение массмедиа гражданских инициатив, привлекающих внимание людей к необходимости решения политических, экономических и социальных проблем, открывающих возможности использования демократических прав каждым человеком и влияния на муниципальные, региональные и центральные органы власти.

Однако освещению деятельности общественных институтов, анализу их успехов и трудностей, с которыми они сталкиваются в осуществлении замыслов, массмедиа уделяют недостаточно внимания. Исследователи пришли к выводу, что больше всего размещается в массмедиа сообщений (95 процентов в центральной прессе и 93 процента – в региональной) о реальных фактах.

Два процента как общероссийских, так и региональных материалов сопряжены с вероятными и возможными событиями (планы, обещания, перспективы); соответственно в трех и пяти процентах публикаций, помещенных в центральных и местных изданиях, интерпретируются положения о должном и необходимом (к ним относятся обязательства и рекомендации).

Полученные результаты, с одной стороны, объективны, поскольку массмедиа являются средствами оперативного и злободневного освещения событий. С другой стороны, невысокий процент материалов, аккумулирующих планы, решения, обязательства, рекомендации, свидетельствует либо о недостаточном профессионализме политика в области управления различными общественными процессами, либо об умышленном сокрытии части информации во избежание последующей ответственности.

Вследствие этого население не может объективно, всесторонне оценить значение гражданского общества. Ученые отмечают, что органы власти, контролирующие большинство массмедиа, не заинтересованы в том, чтобы люди осознали важность самоуправления и самоорганизации для решения актуальных социально-политических проблем.

Отечественное законодательство в сфере деятельности средств массовой информации не отличается совершенством, нередки ситуации, связанные с сокрытием объективной информации должностными лицами, при этом формально им не вменяются какие-либо нарушения установленных правил, помимо, пожалуй, правил морали и чести. Механизмы реагирования независимых средств массовой информации на реальные проблемы жизни граждан, освещаемые в интернет-пространстве и на радиочастотах, существенно ограничены.

Важным аспектом становления гражданского общества, как информационного, становится и такой социальный феномен, как реклама. Она взаимодействует со всеми сферами жизни общества. Реклама рассматривается исследователями как форма коммуникации, которая пытается перевести качества товаров и услуг, а также идеи на язык нужд и запросов потребителя.

В основе рекламы лежит информирование. Одновременно с этим реклама выполняет еще и функцию убеждения и связана с формированием гражданского общества. Она является одним из видов духовного производства, формирующего собственную (хотя и виртуальную) реальность: ее герои становятся образцами для подражания, а слоганы кодируют этические, политические, гражданские ценности. Благодаря традиционному доверию, оказываемому массмедиа в обществе, особенно государственным телерадиовещательным каналам, воздействие рекламных сообщений в значительной мере повышается.

Формированию гражданского общества содействует также широкое использование сетевых компьютерных технологий, которые открывают возможности для создания качественно новой модели социальной коммуникации, предполагающей равноправный и максимально полный обмен сведениями о процессах и явлениях, происходящих в обществе, для конкуренции идей, концепций. Это особенно ценно для стран, переживающих пору перехода от тоталитаризма к демократии.

С одной стороны, в них формируются основы гражданского общества (проводятся публичные акции, организованные оппозицией, существует незначительное количество массмедиа, поставляющих потребителям разнообразные политические известия и имеющих ограниченную сферу распространения).

С другой стороны, сохранены нормы авторитарного правления, люди испытывают дефицит информации, распространяемой традиционными массмедиа (печатными изданиями, телевидением и радио), и ведут активный диалог, обмен сообщениями в интернете об актуальных событиях и явлениях общественно-политической жизни.

Возможность для этого предоставляют и сетевые издания. Они рассматривают острые, актуальные проблемы, которые волнуют различные группы населения, но по тем или иным причинам игнорируются в иных сегментах информационного пространства, например, государственными, официозными массмедиа.

Учитывая это, лидеры придают большое значение использованию сетевых ресурсов в политической коммуникации, своевременному реагированию на отдельные дискуссии, обращения граждан, почерпнутые в виртуальной сфере, и принятию мер. Но эффективность коммуникативного взаимодействия зависит не от изменчивой политической погоды, пристрастий облеченных властью людей и совершенных информационных технологий, а от способности демократических механизмов стабильно функционировать.

Действие таких механизмов обеспечивается законодательством, которое создает условия для формирования политических партий, их равноправного участия в конкуренции, для деятельности общественных организаций, обязывает органы государственной власти рассматривать обращения граждан в конструктивном ключе.

Это тем более важно, что во многих странах сформировано совершенно новое качество информационной среды, в которой невозможно отделить действительное от сфабрикованного, сконструированного. Иллюзии воспринимаются людьми как достоверная информация.

Основу же действий человека создают не иллюзии, а его способность мыслить, сопоставлять факты и явления, искать и находить причинно-следственные связи между ними, определять собственные интересы и формулировать цели. Однако аналитическая сторона деятельности интернет-изданий выражена слабо.

Интересно
Исследователи, ведущие поиск эффективных форм взаимодействия социальных групп, полагают, что для реализации проекта создания гражданского общества необходим своего рода общественный договор, участниками выполнения которого должны стать государство, общество и массмедиа. Перечень потенциальных участников не исчерпывается только представленными субъектами.

К таковым можно отнести регионы, социальные слои, мировое сообщество. Согласование интересов каждой из представленных сторон позволит найти общий искомый знаменатель. Впрочем, поиску подобного рода может препятствовать ряд проблем, связанных со спецификой коммуникативной сферы.

Любые изменения, происходящие в ней, должны носить системный характер, неизбежна корректировка функций государства и общества. Именно поэтому важен консенсус относительно приоритетов деятельности массмедиа, создание некой идеальной модели коммуникации, осознаваемой и поддерживаемой большей частью общества.

Ученые указывают, что средства массовой информации играют важнейшую роль в процессе становления правового государства и формирования гражданской культуры. В результате их компетентной и честной работы каждый член общества сможет приобрести навыки сотрудничества, общения, коммуникации и применять их в профессиональной среде, что послужит совершенствованию российского общества и развитию гражданской активности личности.

Таким образом, на процесс формирования гражданского общества с его высоким уровнем развития экономических, правовых, политических, морально-этических, культурных отношений между его членами; независимостью от государства; политической и правовой культурой граждан; возможностью влияния на деятельность органов государственной власти, активно влияют массмедиа, традиционные и сетевые.

Они отражают плюрализм мнений, заботятся о конструктивности дискуссий, отстаивают ценности и интересы социума. Сетевые издания создают условия для обмена сообщениями в интернете об актуальных явлениях общественно-политической жизни, проблемах, волнующих людей, но по тем или иным причинам замалчиваемых традиционными массмедиа.

Меньшего внимания прессы удостаиваются деятельность общественных институтов, сталкивающихся с трудностями при реализации проектов, поиск баланса между критикой и ответственностью, содействие разработке стратегии, создающей условия для формирования зрелого гражданского общества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)