Управление земельными ресурсами на региональном и муниципальном уровне

Полномочия субъектов РФ по управлению земельными ресурсами включают управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности.

Региональные органы власти осуществляют:

  • резервирование и изъятие земельных участков для нужд субъектов РФ;
  • разработку и реализацию региональных программ по использованию и охране земель, находящихся в границах региона;
  • реализуют иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

В субъектах РФ действуют органы исполнительной власти, регулирующие земельные отношения в соответствии с приведенными полномочиями. В г. Москва, например, земельными вопросами занимается Департамент городского имущества, в г. Санкт-Петербург – Комитет имущественных отношений, во Владимирской области – Департамент имущественных и земельных отношений, в Краснодарском крае – Департамент имущественных отношений.

К полномочиям органов местного самоуправления относятся полномочия, приведенные на рисунке 12.

Управление земельными ресурсами на региональном и муниципальном уровне

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Одной из важнейших задач органов местного самоуправления в области управления земельными ресурсами является установление правил землепользования и застройки.

Правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования, который утверждается органами местного самоуправления (за исключением городов федерального значения), в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и внесения в него изменений.

Правила землепользования и застройки формируют необходимые правовые условия для:

  • устойчивого развития территорий муниципальных образований;
  • сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
  • планировки территорий муниципальных образований;
  • обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
  • привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков.

В состав правил землепользования и застройки входят: порядок применения и внесения изменений в правила землепользования и застройки, карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования указываются границы территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, границы объектов культурного наследия.

Территориальные зоны устанавливаются с учетом требования о принадлежности каждого земельного участка только к одной такой зоне и требования о недопустимости формирования одного земельного участка из нескольких земельных участков.

В градостроительном регламенте указываются:

  • виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
  • предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
  • ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила землепользования и застройки устанавливают четкие и открытые процедуры разработки градостроительной документации местного уровня, перечень видов разрешенного использования земельных участков, что способствует привлечению инвестиций в развитие территорий муниципальных образований.

Инвестор может выбрать необходимый ему вид использования земельного участка из тех видов разрешенного использования, которые указаны в градостроительном регламенте. Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений содержит следующие положения, приведенные на рисунке 13.

Управление земельными ресурсами на региональном и муниципальном уровне

Порядок разработки правил землепользования и застройки предусматривает проведение публичных слушаний по обсуждению проекта этих правил, что позволяет привлечь к управлению земельными ресурсами и местное население. Продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет от двух до четырех месяцев.

Интересно
По результатам таких слушаний в правила землепользования и застройки вносятся изменения. Утвержденные представительным органом местного самоуправления правила землепользования и застройки публикуются и размещаются на официальном сайте поселения.

На всех уровнях (федеральном, региональном, местном) система управления земельными ресурсами должна обеспечивать эффективное государственное регулирование и контроль землепользования с учетом интересов общества и отдельных землепользователей.

Управление земельными ресурсами на муниципальном уровне рассмотрено на примере Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее Департамент), который является функциональным органом администрации муниципального образования город Краснодар. Департамент действует на основании Положения «О департаменте муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар».

Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края, муниципальными правовыми актами.

Департамент наделен правами юридического лица, имеет печать, штампы и бланки установленного образца. Департамент непосредственно подчинен заместителю главы муниципального образования город Краснодар, координирующему работу Департамента в соответствии с распоряжением администрации муниципального образования город Краснодар о распределении обязанностей между заместителями главы муниципального образования город Краснодар.

Основными задачами Департамента являются:

  • управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, в порядке, определенном городской Думой Краснодара; – подготовка материалов по вопросам распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар;
  • администрирование в установленном законодательством порядке неналоговых доходов, в том числе от использования имущества и земельных ресурсов, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования город Краснодар;
  • организация в установленном законодательством порядке обеспечения электронного документооборота по администрированию неналоговых доходов.

Департамент осуществляет следующие функции (рис.14):

Управление земельными ресурсами на региональном и муниципальном уровне

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)