Дисграфия при ринолалии
Существуют разные причины нарушения письма. Рассмотрим некоторые из них.
Дефекты в анатомии органов речи, приводящие к компенсаторному перемещению артикуляционных зон, к поискам удобного артикуляционного участка. В результате образуются неправильные способы овладения звуками. При произнесении гласных звуков отмечается недифференцированная артикуляция с затушевыванием, противопоставлением их по признакам высоты, ряда и огубленности.
Нарушение функций мягкого нёба → нарушен нёбно-глоточный затвор → понижение давления воздуха в ротовой полости и утечка его через носовую полость.
В следствии – смешение звуков, не стойкое пользование ими в речи, большая вариативность их употребления.
Специфическая окраска гласных и согласных звуков: щёлкающий призвук, храп, свист, придыхание, гортанность → страдает артикуляция, а также просодические элементы речи. Все это препятствует различению звуков не только в устной речи, но и на письме.Отсутствие кинестетической опоры. Результат: замена букв. Таким образом, замена букв соответствующих определенным гласным и согласных, отражают прежде всего несформированность фонем.
Нарушение одной из психологических предпосылок письма. Проговаривание звукового состава записываемого слова, которые помогают не только конкретизировать звуковой состав слова, но и превратить слышимые в данный момент звуковые варианты в чёткие речевые звуки (фонемы).
Характеристика нарушений письма.
Для учащихся, с врождёнными расщелинами губы и нёба характерна, главным образом, замена букв, отражающие недоразвитие фонематической системы языка:
- Наиболее специфичными являются замены букв соответствующих ротовым и носовым звукам: «п-н, л’-н, д-н, т-к, м-б, б-м»; взаимозамещения букв, соответствующим носовым звукам: «л-н».
- Большое количество замен букв относится к гласным звукам. Школьники ошибаются в написании не только безударных гласных: «ящерица – яцыриса, у Мурки – у Морки».
- Нередко учащиеся допускают замены гласных, когда ими обозначаются мягкость предшествующего согласного: «брюки – бруки, клёны – клоны».
- Недостаточным различением твердых и мягких звуков является смешивание «и – ы, ы – и».
- Неправильное употребление мягкого знака «в банке – в баньке».
- Значительное число специфических замен букв касается звонких и глухих звуков «белка – пелка».
- В письменных работах учащихся наблюдается ряд ошибок данного типа: замены звонких глухими, глухие звонкими, и в обе стороны.
- Взаимозамещение букв в соответствии свистящим звукам «лисицалисиса, лежит – лезит».
- Расщепление аффрикат («ц» на «т» и «с» и «ч» на «т» и «щ»).
- Взаимозамещение букв т-д-г-к-х. Например, «непогода – неподода» Взаимозамещение букв б-в-д-ф-т-п. Например, «вьёт – бьёт». Замена свистящих и шипящих на «х». Например, «журавлиноехуравлиное» «Р» на «Л» и наоборот, в обе стороны.
- Сокращение стечений согласных. Например, «серёжки – сеёжки». Вставка лишних букв. Например, «синица – синтца». Недописывание окончаний.
Методика устранения нарушений письма.
Коррекционное обучение школьников с расщелинами губы и нёба направлено, прежде всего, на устранение причин нарушения письма.
Коррекция состоит в преодолении недостатков произношения у детей, а также развитие у них способности осуществлять наблюдение, сравнение и обобщение в области речевой деятельности, а также развитие способности в области речевой деятельности.
С уточнением кинестетической характеристики звука создаются объективные условия для формирования фонетического слуха остаётся активизировать процесс фонемообразованияче рез систему упражнений по доразвитию фонематического слуха и восприятия.
В целом, коррекционное обучение учащихся по предупреждение и преодолению нарушений письма включает следующие разделы:
- Развития артикуляционного праксиса.
- Постановка физиологического и речевого дыхания.
- Коррекция фонетической стороны речи (артикуляцией и голосом).
- Развитие фонематического слуха и восприятия.
Центральная задача обучения: развитие произносительной стороны речи, ликвидация назального тембра голоса. В процессе постановки звуков, ребёнок овладевает артикуляцией, однако письмо ещё не восстанавливается,т.к . таким способ не восполняются пробелы в фонематическом развитии.
Овладение письмом тесно связано с развитием умения расчленять звуковой поток речи на отдельные фонемы → коррекционное обучение на данном этапе предусматривает тесную взаимосвязь между развитием звукового анализа и формированием произношения. При этом, коррекции произношения и голоса отводится больше времени, чем звуковому анализу.Все перечисленные задачи объединяет то, что они подготавливают необходимые условия не только для продуцирования звука, но и для его познания, которое лежит в основе овладения процессом письма.
- Ринолалия и дизартрия
- Сочетание ринолалии с задержкой речевого развития
- Коррекционная работа по преодолению ринолалии
- Структура дефекта при ринолалии
- Определение причины и механизма нарушения
- Психолого-педагогический аспект изучения заикания по работам Р.Е. Левиной и ее последователей
- Клиническая классификация заикания
- Анализ речевой судорожности, как основополагающего симптома заикания
- Система коррекции заикания Е.Ю. Рау
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу