Сочетание ринолалии с задержкой речевого развития

Существует ряд особенностей, которые осложняют развитие речевой функции в данном возрасте:

  1. Чем младше ребенок, тем сложнее выражена ринолалия (2-3 года – открытая ринолалия).
  2. Отсутствие речевых средств или их упрощение, не соответствие речевым нормам.
  3. Низкая работоспособность в данном возрасте.
  4. Неконтактность ребенка, конфликтность.

Этапы коррекционной работы.

Стимулирование речевой функции; наиболее эффективным является использование лепетных реакций ребенка.

Материал должен отвечать произносительным возможностям ребенка, усложнение речевых заданий, даже на уровне лепетных форм может привести к проявлениям дестабилизации, и усиление явления синкенезий, в виде компенсаторных гримас.

Расширение и уточнение словарного запаса; нужно учитывать объем памяти ребенка. 2-3 слова за занятие, не надо спешить увеличивать количество слов. В первую очередь предъявляются слова односложные, двусложные, используем открытые слоги.

Интересно
Совершенствование структуры слова и фразы; работа строится по принципу подражания. Широко используется стимульный материал, картинный материал. Берем слова с ударным гласным в начале слова. Усовершенствуются произнесение гласных в открытых, закрытых слогах.

Работаем над ритмическим контуром слова, берем 3-хсложные, 4-хсложные и т.д. слова. Для того чтобы объяснить ритмический контур слова, используем тактильное восприятие.

Так же к стимулам говорения используется глобальное чтение. Берем слово не более 2-хсложной структуры (дом, лама, жук), с картинками (Т.С. Резниченко «Чтобы ребенок не заикался»).

Эмоциональное сопровождение обязательно. Речевые формы оказывают положительное влияние развитие эмоциональной сферы детей, на развитие более сложных психических процессов (память, мышление, регуляция собственного поведения).

Подготовка артикуляционного аппарата и тренировочные задания проводятся в игровой, доступной детям форме.

Используются вспомогательные вопросы, в вопросе должен содержаться ответ. За ребенка нельзя делать. Обращать внимание, на сколько, ребенку это интересно, например можно дать стихи («Спрут» – Саша Черный).

Чем меньше речевая практика ребенка, тем меньше у него патологических стереотипов, чем меньше возраст ребенка, тем меньше патологических стереотипов. В момент автоматизации главной задачей является сделать так чтоб ребенок понимал, что нужно сделать.

Интересно
Важен симбиоз (соединение) движений и слов, нужно проговаривать, что делаем, появляется понимание, что делает ребенок и пополняется словарный запас. При произнесении слов от детей требуется, что бы первый звук протягивался, как бы пропевался (это Ааааня, это Оооля, ииива, Оооля у ииивы и т.д.).

Сначала работа идет над гласными потом над согласными. Подбор лексического материала проводится на основе подразделения слов и фраз по ритмико-слоговой структуре.

Обучение правильному произношению звуков. Формирование речи, как средства общения ребенка. Плюс, то, что показано при ринолалии.

Глобальное чтение: лист делится на три части, в каждой пишется по 1 слову, а на обратной стороне изображаются картинки – значения слов. Ребёнок запоминает контур написания, т.е. «иероглифы». Книга Т.А. Резниченко «Чтобы ребёнок не заикался»

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)