Организация переправ через реки

Человека, попавшего случайно или преднамеренно в воду — непривычную для него среду, охватывает инстинктивное желание как можно скорее очутиться на суше. Именно это чувство,
воспитанное в человеке опытом многих поколений, и экстремальные условия водной среды (низкая температура, быстрое, сильное течение и т.д.) часто вызывают страх, особенно у
тех, кто недостаточно подготовлен (не умеет плавать, не знает особенности реки, техники переправы и т.п.).

Охваченный паникой человек оказывается не в состоянии адекватно оценивать ситуацию и без посторонней помощи может утонуть. Специалистам и студентам-практикантам, чья деятельность проходит в полевых или экспедиционных условиях, переправами временными или постоянными приходится заниматься практически ежедневно.

На любом, даже самом коротком маршруте, встретятся ручей, река или другое естественное водное препятствие, требующее организации наиболее рационального способа переправы.

Анализ несчастных случаев, происшедших в полевых, экспедиционных условиях (включая альпинизм и туризм), при преодолении естественных водных препятствий, пока-зывает:  несчастные случаи происходят не там, где опасно, а там, где пренебрегают правилами организации переправ, страховкой, не знают особенностей реки, рельефа, климата и т.д.

Существенное значение имеют советы местного населения и «бывалых», опытных полевиков. Очень часто, особенно недалеко от населенных пунктов, имеются надежные переправы или броды, и тогда будет очень жаль времени, потраченного на «изобретение велосипеда», когда в двух-трех километрах — прекрасная кладка через реку.

Не менее важно определить свои возможности (умения, снаряжение, физические усилия и т.п.) для организации того или иного способа переправы. Любые сомнения по этому поводу — веский аргумент в пользу предварительного обследования берегов, обычно двигаясь вверх по течению (особенно при обследовании рек в горах).

Подобная разведка в зависимости от масштаба работ, числа людей, их возможностей может занять от одного-двух часов (2-5 км) до нескольких дней. Для выяснения опасности при переправах используются данные о скорости течения, глубине и ширине реки, характере берегов (обрывистые, кам-неопасные, скользкие, топкие, с деревьями для организациистраховки и т.п.), извилистости русла, характере дна, наконец, объеме инвентаря, снаряжения, имущества, физических и технических возможностях, опыте и количество людей.

От уклона реки зависит скорость течения, сила удара водяной струи. Гулкие удары, слышимые с берега, говорят о том, что по дну и в своей толще река несет камни, удар которых — травма для
переправляющегося. Очень важно уметь определять ширину реки. Естественно, имеющаяся в группе веревка или бревно для кладки не должны быть короче ширины реки.

Преодолимость реки определяется опытным путем: первым пробует переправиться наиболее подготовленный физически и технически участник группы (обязательна тщательная страховка!). 

Наиболее простым, часто применяемым на практике способом определения расстояний до недоступных предметов (в данном случае — противоположный берег) можно считать следующий.

Надевают головной убор с козырьком или приставляют руку колбу «козырьком». Глядя на противоположный берег прямо перед собой, приблизительно по линии переправы, совмещают кромку берега с краем козырька или руки.

Не меняя угол наклона головы, поворачивают ее направо или налево вдоль своего берега, стараясь найти предмет (ориентир) на своем берегу, совмещающийся с козырьком или рукой. Остается замерить расстояние до этого ориентира, прибавив 2-3 метра. Это и будет ширина реки. Если расстояние более 100 метров, прибавлять надо до 6-10 метров. Труднее определить глубину.

Самый рациональный и точный способ— пустить со страховкой наиболее сильного и опытного участника с шестом, на котором имеются отметки.

Расположение камней реки имеет определенное значение. По выступающим из воды камням можно перейти (перебежать, перепрыгивая с «кочки» на «кочку», отдыхая на больших
поверхностях) непреодолимый поток. За камнями в бурунах можно отдохнуть, так как в результате встречных потоков (завихрений) образуется встречное течение (суводь), где напор воды минимальный. Выступающие из воды камни могут быть и причиной аварии, если, например, страховочная веревка зацепится за них и т.п.

Количество людей, их опыт и физические возможности, наличие необходимого специального снаряжения дают опытному руководителю точный ответ — можно ли преодолеть это водное
препятствие и, если можно, — какой способ переправы надо выбрать. Так, группой из 20-30 человек можно навести безопасную постоянную переправу через реку, которую группой в
4. человека форсировать невозможно.

При организации сложных переправ много времени уделяется как подготовительным
работам, так и непосредственно наведению. Надо всегда иметь в виду, что любая спешка, пренебрежение к страховке, отсутствие в необходимый момент того или иного снаряжения могут привести к травмам, срыву производственных планов и даже к летальным исходам. Время наведения переправ, в зависимости от целей (временная, постоянная) и рельефных и климатических условий колеблется от 2-3 часов до нескольких
суток!

Во время переправ через опасную реку одновременно организуют не менее 2 видов страховки, так как безопасность определяется не только механической прочностью страховочных средств, но и количеством того или иного вида страховки.

Большое значение имеют выбор времени суток и погодные условия во время наведения переправ. Это важно для всех типов рек, но наиболее существенно — для горных.
Погодные, суточные паводки могут поднять за несколько часов уровень реки настолько, что наведение переправ на этом отрезке реки станет опасным или невозможным.

Обязательным почти для всех видов переправ является наличие спасательного поста (СП) ниже места переправы по течению реки. Количество людей на нем — 3, расстояние от
переправы — 15-25 м. Место для СП выбирается заранее и определяется так. В районе переправы бросают в реку любой плавающий предмет. Течение реки на участке 15-25 м должно «прибить» его к берегу. Это и будет спасательным постом.

Если такое место трудно определить, а главное нет уверенности в том, что спасатель доберется до потерпевшего, необходимо на расстоянии 15-20 м почти над поверхностью реки натянуть основную веревку ниже переправы — это и будет спасательный пост. Наличие человека в этом месте обязательно в любом случае.

При наведении переправ над водой и по воде полевикам и членам экспедиций приходится иметь дело с валкой леса. Несколько не сложных рекомендаций и правил помогут в этом
нехитром, но требующем сноровки, опыта и специального снаряжения, деле. Топоры, пилы, веревки, карабины — набор самого необходимого для валки леса.

Топор — большой, лесной, с остро отточенным лезвием, в чехле из грубого брезента с войлочной накладкой на лезвие, с приспособлением для переноски на поясе, вес — 1,7-2,5 кг, на летний сезон — не менее 3-5 шт.

Пила двуручная — разведена, наточена (вес — 0,7— 1,5 кг), в чехле из брезента, с войлочной накладкой на зубцы, к обеим концам которого прикреплены веревки, транспортируется под
клапаном рюкзака, ручки согнутой пилы притягиваются к нижним частям рюкзака. На летний сезон берут не менее 3 шт.

При валке сухостойного дерева необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

– сухостой проверяют на прочность (не трухляв ли) длинными шестами толчком, раскачиванием, нажимом;

– вырубывают вокруг кустарник и дорожку для отхода в противоположную от падения дерева сторону;

– ствол лучше не подрубывать, а подпиливать на одну треть его толщины с той стороны, куда хотят повалить дерево. Второй распил делают выше первого с противоположной стороны и не
доводят до конца на 3-4 см;

– никто не должен стоять близко к падающему дереву. Вальщик и его помощник уходят по приготовленным заранее дорожкам;

– сухостой валят в промежутки между соседними стволами;

– следует остерегаться отлетающих сучьев, частей развалившегося ствола при падении сухостойного дерева;

– при сильном ветре, в сумерках валка леса запрещена.

Особенности рек

Горные реки. Область питания горных рек — ледники, снежники. Для них весьма характерны суточные колебания уровня воды. После восхода солнца интенсивность таяния ледников
увеличивается и уровень реки резко повышается, достигая максимального к 15—17 часам, в верхнем течении реки. Далее, уровень снижается и достигает минимального в ранние утренние часа до восхода солнца. Эта особенность и лежит в основе выбора времени, места и видов переправ через горные реки.

На уровень воды оказывает значительное влияние погода. В ясные солнечные дни дневной паводок чрезвычайно интенсивен, ночью же вода спадает до минимума, часто обнажая дно. В пасмурную погоду дневной паводок бывает незначительным.

Дожди или теплые ветры (фены) могут быстро и неожиданно поднять уровень реки
до максимального, соответственно увеличив мощность потока, что служит предпосылкой аварийной ситуации. Холодная и пасмурная погода приводит к значительному снижению уровня воды, мощности потока горных рек.

Горные реки отличаются от равнинных сезонным снижением или повышением уровня воды. Наиболее мощны горные реки в самое жаркое время — июль, август, наименее — в холодный
период ноября — февраля. В верхо-вьях горных рек водотоком менее мощен, что и определяет вид переправ в брод, по выступающим камням, полукладкам с соблюдением элементарных правил безопасности.

Среднее течение горной реки характеризуется увеличенным водотоком, соответственно возрастают трудности при организации переправ и опасности.

Низовья горных рек, берущих начало высоко в горах, где лежат вечные снега и льды, обладают большой мощностью водотока, но спокойным течением, почти равнинным характером берегов, а также резкими суточными колебаниями уровня.

Значительно увеличиваются ширина и глубина реки, что создает дополнительные трудности и опасности при наведении переправ. Следующая особенность — низкая температура воды. Часто в верховье температура воды 1-3°С, в среднем течении — 3-6°С, в нижнем — 6-16°С.

Такая непривычная температура для человека, тем более неожиданно попавшего в воду, вызывает соответствующие психофизиологические реакции: от ощущения жжения кожи, желания почти безрассудно, невзирая на обстоятельства, выскочить из воды, до судорог, коматозных явлений, потери сознания.

Скорость течения горных рек имеет особое значение. Она колеблется от 6-8 м/с до 10-12 м/с в зависимости от уклона, извилистости, погодных условий, региона, ложа реки. Сильное
течение сбивает попавшего в реку, мощный поток катит по дну и несет в своей толще камни (до 35 см в поперечнике!), соприкосновение с которыми приводит к травмам.

Нельзя не упомянуть и о шуме, создаваемом горной рекой. Из- за шума трудно, а порой невозможно вести звуковую корректировку действий участников переправы. Из-за
постоянного шума (часто выше нормы) рассеивается внимание, от мельканий и бликов воды рябит в глазах, нарушается ориентация, часто кружится голова даже у здоровых людей.

Следует помнить, что берега у горных рек (особенно в верховьях) редко бывают пологими. Они часто круты, скользки, с торчащими ненадежными корнями деревьев, камнями, готовыми
вывалиться из своего размытого ложа.

Переправы через горные реки сопряжены со многими трудностями и опасностями, поэтому к ним надо тщательно и ответственно готовиться.

Таежные реки. Сочетание качеств и особенностей горных и равнинных рек. Таежные реки, текущие по равнинной местности, характеризуются спокойным (0,5-1 м/с) течением, большой шириной, глубоким руслом, что почти полностью исключает переправы вброд. Температура воды выше, чем в горных реках.

Таежные реки питаются многочисленными притоками, составляющими вместе с рекой бассейн, и не подвергаются суточным изменениям уровня воды, как горные реки. Значительное влияние на уровень воды имеет сезонный фактор. Наиболее высок уровень воды весной, низок — глубокой осенью.

Погодные условия, в частности, длительные ливневые дожди, существенно влияют на мощность потока. Горно-таежные реки обладают большим сходством с горными реками. Только температура воды несколько выше и суточный паводок не так высок. Равнинные реки характеризует прежде всего спокойное течение, отсутствие резких суточных подъемов и спадов воды, довольно высокая температура воды, значительная ширина и глубина. Чаще приходится использовать переправы вплавь.

Если поблизости имеется какое-либо жилье, следует обязательно искать кладку, мостик или брод. Необходимо учесть, что глубину брода всегда следует предварительно измерить.
Возможно, это брод для всадников, автомобилей и т.д.

Все виды переправ можно сгруппировать в три группы, о которых будет сказано ниже.

Переправы по воде. Через реки со спокойным течением, не превышающим 3-4 м/с,
по возможности с ровным, твердым дном, с удобными местами для причаливания организуют переправы по воде. Вода должна быть достаточно высокой температуры — 12-15°С. Страховка
переправляющемуся вплавь организуется из вспомогательной веревки (диаметр — 6-8 мм, длина — 40-80 м) и страховочного пояса.

Переправы вплавь по горным рекам в верхнем и среднем течении практически не применяются из-за сильного течения, низкой температуры воды, опасности ударов кам-нями и о камни. При переправах на различных видах плавсредств следует особо подчеркнуть, что плавать должны уметь все, независимо от его роли пассивной или активной в организации переправ.

Выбор средств для переправ по воде зависит от материальных возможностей в группе, состояния реки, самочувствия участников и т.п. Могут применяться обычные и рыбачьи лодки, надувные,
разборные байдарки, надувные мешки-бурдюки из шкур животных, автокамеры, труднозатопляе-мые предметы (фашины, мешки из брезента, набитые соломой, сухими ветками, и т.п.), различного вида плоты, надувные матрацы, камеры от мячей, соединенные между собой, пленка полиэтиленовая, свернутая мешком, и т.д.

В горах Средней Азии, Алтая, Саян местные жители переправляются на плотиках, сделанных из бурдюков (4 HIT.), соединены между собой деревянной рамой — 2 х 3 м («Салы», «Салики»).
Очень важно правильно распределить груз на плавсредствах.

Груз равномерно (чтобы не было крена) и надежно прикрепляется к плавсредству. Все легко намокае-мые предметы располагают сверху, легкие помещают в непромокаемые упаковочные мешки, крупные — в соответствующие упаковки с обязательной пристраховкой.

Переправляющиеся должны быть в спассредствах (спасательные пояса, надувные подушки, накладки из пенопласта и т.д.) и распределиться на плавсредстве равномерно, иметь весло
или что-то его заменяющее. Часто приходится на одном и том же плавсредстве переправляться несколько раз. В этом случае надо организовать туго натянутые перила и использовать их по принципу движения парома. Нелегко намокшую веревку (весом до 5-6 кг) перебросить на другой берег.

Можно рекомендовать проверенный способ: к камню (0,5 кг) привязывают нить (капроновую, толщиной 0,8-1,0 мм), другой конец которой привязан к основной веревке. Бросают камень, а затем за нить, без рывков вытягивают основной конец веревки. Вспомогательная веревка (капроновая, диаметром 6 мм) длиною в удвоенную ширину реки поможет импровизированному парому двигаться в обе стороны.

«Паром» петлей с подвижным кольцом или карабином прикреплен к туго натянутым перилам на основной веревке, а середина вспомогательной — к парому. Концы вспомогательной веревки прикреплены соответственно к разным берегам.

Перебирая руками (в рукавицах!) вспомогательную веревку, подтягивают плот-паром к тому или другому берегу.

О переправах и сплавах на плотах будет сказано ниже.

Переправы вброд
Для переправы вброд выбираются участки реки, где река широко разливается, течет несколькими рукавами. Наиболее пенные и на первый взгляд бурные потоки воды характеризуют мелкие места. Вода образует бурун ниже камня, который обтекает. Предварительная разведка (выход на берег, дно, скорость течения, температура) должна дать вместе с объективной оценкой физических и технических возможностей группы, положительный или отрицательный ответ о переправе в этом месте.

При переправах вброд необходимо строго выполнять рекомендации «Правил безопасности при геологоразведочных работах».
Глубина брода не должна быть больше 0,7 м при скорости течения до 1 м/с, 0,5 м при скорости течения 2-3 м/с. Температура воды ниже 12°С — переправы при небольшой ширине рек.
Продукты следует разложить таким образом, особенно быстро намокаемые, чтобы намокшие и потеря рюкзака не привели к порче или потере всего запаса.

Тяжелые экспедиционные грузы переправляются на животных или методом переправы над водой. Через реки с быстрым течением запрещено переходить вброд в одиночку, без страховки, если глубина выше пояса, а в горах, особенно в верховьях горных рек, выше середины бедра. При переправах вброд обувь рекомендуется не сникать.

Можно, в виде исключения, переправляться, одев обувь на босую ногу (но со стельками). При переправах через горные реки необходимо (да и при любом понижении температуры воды!) одеть штормовые брюки или из прорезиненной ткани, в крайнем случае, тренировочные.

Рюкзак при опасных переправах одевается на одну лямку.Переправа вброд с шестом.  Необходимо: две основные веревки (или двойные вспомогательные), прочный шест (опробовать!) диаметром.— 6-10 см, высотой — 180-200 см, грудную обвязку, карабин (желательно), вспомогательную веревку для пристраховки шеста и передачи его на другой берег.

Страхующих должно быть двое (страховка в брезентовых рукавицах!), место должно быть удобным, с упорами для удержания и протравливания. Обе страховочные веревки узлами
«проводник» прикрепляются к грудной обвязке участника.

Страхующие становятся таким образом, чтобы один был выше, другой ниже по течению реки, образуя с переправляющимся как бы равнобедренный треугольник. Переправляющийся входит в воду, держа шест комлем ко дну двумя руками (левой — ладонью сверху, правой — снизу шеста, на уровне плеч), используя его как третью точку опоры.

Движение наискось вверх по течению. Ноги от дна не отрывать, двигаться, соблюдая две точки опоры: шест — левая нога — правая нога, шест — левая нога — правая нога и т.д. При потере равновесия (сбило течением) страховочную веревку необходимо несколько протравливать, давая
переправляющемуся как бы сплавляться по течению, а другой страховочной веревкой (страхующий — ниже по течению) подтягивать к берегу.

Особую опасность представляет положение, когда течение несет человека вниз, а страхующая веревка не дает ни встать, ни плыть. Из-за шума реки голосовой связи может не быть. Шест на уровне груди пристраховывается вспомогательной веревкой ( 0,8- 1,0 м) к грудной обвязке. Лучше иметь несколько заранее подготовленных шестов.

Переправа вброд по перилам. Один из группы, переправившись с шестом, для остальных помогает организовать перила. Оставаясь на страховке, закрепляет один конец веревки
(основной!) за крупный камень, ствол дерева. Можно обвязать концом перильной веревки камень и заложить его другими и т.п.

Перила натягиваются приблизительно 0,3-0,5 м над водой. Натягивание можно увеличить, применив блочную систему или сделав растяжки на берегу в стороны. Провисающие перила могут быть причиной травм, т.к. теряют свои качества как опора, помогающая быть в устойчивом
положении.

Переправляющийся прикрпеляется к перилам скользящей петлей, карабином. «Схватывающий узел» применять нельзя! Двигаться надо вдоль перил, держась руками и
повернувшись к перилам лицом или боком. На перилах не должно быть более одного человека. При особых обстоятельствах (непогода, больной или утомленный участник) организуется
дополнительная страховка из вспомогательной веревки, которой «подтягивают» идущего с помощью перил.

Последний переправляется по тем же перилам или с помощью шеста со страховкой с другого берега. Далее перила вытягиваются стандартным способом — последний переправляющийся
завязывает их узлом, ослабив который можно снять всю перильную систему.

Если отсутствует надежная опора для натягивания перильной веревки, строят (связывают из 1,5-метровых шестов, палок) фигуру, в основании которой и три боковые плоскости —
треугольники. Все это сооружение до самого верха закладывают камнями, крупной галькой. К верхней части привязывают перильную веревку. Надежная опора готова.

Переправа вброд стенкой (таджикский способ). Если глубина реки и течение позволяют (глубина не более 0,7 м, течение — 2-3 м/с) можно организовать переправу «стенкой». Соответственно
экипируйтесь, лямки рюкзаки подтяните, быстро намокаемые продукты и предметы переложите в верхнюю часть рюкзака. 

Первым следует поставить сильного и высокого участника — он примет на себя основную нагрузку— напор потока. За ним становятся в шеренгу вдоль направления потока, все остальные, положив руки на плечи друг друга (можно держаться за лямки рюкзака). Очень важны согласованные действия участников.

Лучше все предварительно опробовать, прорепетировать на берегу. Участникам, идущим за первым по течению нельзя «забегать вперед», так как при этом сразу же увеличивается
«поперечное сечение» группы и действие потока резко возрастает.

В конечном счете «стенка» может рассыпаться, что совсем нежелательно, — никто непристрахован веревкой! Передвигается мелкими шагами, не отрывая ноги от дна реки. При выходе на берег первым выходит тот член группы, который шел ниже по течению, помогая выйти всем остальным участникам.

Нежелательно, если группа будет более 6 человек. «Классический» способ таджикской переправы — переправа кругом. Группа из 4-6 человек образует круг, положив руки на
плечи и совершая вращательно-поступательные движения по часовой стрелке, двигается несколько наискось вверх по течению.

Все двигаются мелкими шагами поочередно. Этот способ можно рекомендовать, когда необходимо переправить ослабевшего участника. Переправа вброд вдвоем. Такая переправа осуществляется на неопасной реке без страховки веревкой. На опасной реке — каждого переправляющегося страхуют отдельной страховочной (основной) веревкой.

Два участника, став лицом к друг другу, кладут руки на плечидруг другу, слегка наклонившись вперед. Ноги — несколько шире плеч, стопы плотно прижаты к дну. Двигаются приставным
шагом поочередно, все время стараясь сохранить три точки опоры — наиболее устойчивое положение, противодействующее напору воды.

Переправа колонной. Направляющий идет с шестом, остальные — за ним, положив руки на плечи (лямки рюкзака) друг другу. Двигаются наискось против течения приставными
(ноги не отрывать от дна!) шагами. 

Переправы с помощью вьючных животных. Наиболее приспособленными для этих целей еще в древние времена оказались лошади. Правила безопасности рекомендуют следующие нормы при переправах с использованием лошадей.

Глубина брода для лошадей с вьюками не должна превышать 0,4 м при скорости течения реки 3-4 м/с и 0,6 при скорости течения 1,5-2 м/с. Кстати, для оленей — 0,7 м при скорости течения реки до 1 м/с и 0,5 м при скорости течения до 2 м/с. Глубина брода при переправах верхом не должна превышать 1,3 м при скорости течения до 2 м/с и 0,8 м при скорости течения до 3-4 м/с.

Перед входом в воду лошади необходимо проверить, насколько хорошо прикреплены вьюки, подтянута подпруга, дать лошади напиться. Брод переходят обычно несколько наискось вверх по течению. При переправах лошадей вплавь человек плывет рядом со стороны течения, держась одной рукой за гриву не далее двух ладоней от головы. При этом нельзя мешать лошади. На каменистом броду поводья отпускают, давая лошади возможность самой выбирать путь. 

При переправах вброд идут рядом с лошадью ниже по течению (беречь ноги от копыт!). При переправах на плоту, пароме лошадей ставят головой внутрь плота.

Из всех домашних животных, используемых в полевых и экспедиционных условиях (як, мул, олень, лошадь, лошак, верблюд, ишак), ишак наиболее привиредлив, т.к. плохо переносит сырость и холод. Лучше, если с животными будут люди (пастухи, погонщики, местные жители), хорошо знающие животных, климатические и рельефные условия местности и особенности рек.

Переправы над водой

Положительная сторона переправ над водой — полное или частичное отсутствие соприкосновения с водой. Но организация их требует больше времени, специального снаряжения да и творческого подхода.

Переправа по камням — наиболее простой и доступный способ. В горах часто по несколько раз за маршрут приходится пересекать верховья рек и притоков. Неглубокие, но широкие ручьи и речки невозможно перешагнуть или перепрыгнуть.

Поневоле ищешь выступающие над поверхностью реки камни или скрытые под водой (частичное соприкосновение!) недалеко от поверхности, но хорошо просматриваемые. Обычно путь по камням просматривается сразу весь, а при движении — на 2-3 шага вперед.

Лучше выбирать крупные (до 1 м), устойчиво лежащие, не покрытые мхом и грязью камни.
Наиболее подходящая обувь для подобных переправ — отриконенные ботинки или обувь на резиновой подошве с глубоким рифлением.

Главная опасность — поскользнуться на замшелом камне. Такие камни покрыты зеленым или беловатым налетом. Линия движения при переправах по камням почти всегда ломаная. Поэтому
необходимо заранее спланировать, предусмотреть резкие развороты, толчки соответствующей ногой, места для одной ноги, двух, место, где можно постоять, передохнуть, просмотреть
маршрут дальше, найти возможность разбега для прыжка и т.п.

Длинный шест, геологический молоток с удлиненной ручкой, ледоруб могут “использоваться как дополнительная точка опоры. Для следующих членов группы натягиваются высокие перила,
где-то по середине общей ширины переправы. Переправляющийся пристраховывается к перилам длинным (до 2- 3 м) концом двойной вспомогательной веревки с подвижным кольцом или карабином.

В профилактических целях следует голеностопные суставы плотно обмотать эластическим бинтом или, в крайнем случае, обычным. При переправах по камням по опасным рекам, потокам,
ручьям и т.д. страховка организуется так же, как и при переправах вброд. Но следует обратить внимание на опыт, внимательность, чувство дистанции страхующего!

Он должен чувствовать каждый дальнейший шаг партнера. 1-3 кольца — в левой руке, ледоруб или альпеншток — в правой придадут переправляющемуся соответствующую мобильность при движении по камням. Переправы по снежному мосту. В горах, в верховьях ущелий, особенно в начале летнего сезона, часто можно видеть остатки снега, перекрывшие полностью реку, так называемые снежные мосты.

При достаточной прочности (утром до восхода солнца) ими пользуются как переправами. Прочность такого снежного моста проверяется зондированием пути впереди себя, первый должен идти почти без груза, на страховочной веревке. Иногда в опасных местах приходится с надежной страховкой переползать наиболее тонкие и рыхлые участки снежного моста. Для остальных членов группы организуются перила.

Двигаются по одному, мягко ступая след в след. При образовании трещины следует немедленно вернуться назад и попытаться найти более надежное место выше по течению.
Переправа по бревну. Удобный, относительно безопасный способ. Выбирается узкая часть реки с высокими крепкими берегами, крупными деревьями, растущими почти вплотную к воде.

Измерив ширину реки и высоту дерева (запас длины дерева — 2-3 м), подрубывают дерево так, чтобы оно упало на противоположный берег. Желательно направлять падение ствола, т.к. любое отклонение приведет к тому, что дерево будет унесено рекой.

Если подходящего дерева вблизи нет, его подтаскивают, очищают от сучьев, делают зарубки или обкручивают веревкой, чтобы при передвижении по нему не соскользнуть. Далее узлом
«стремя» привязывают середину веревки к верхней части дерева.

Таким же способом привязывают еще одну веревку. Подготовленное таким образом бревно укладывается комлем в приготовленную выемку на берегу глубиной 30-50 см. На каждый конец основной веревки, идущей от верхушки, становятся по 1-2 человека. По команде одного бревно
приподнимается на 2-4 м и разворачивается поперек течения (комль должен быть в выемке!), затем медленно опускается на противоположный берег.

Согласованные действия, четкие команды (не забывайте о шуме реки!), тщательная подготовка — залог успеха. Иногда при достаточном опыте используют течение реки, для того, чтобы верхнюю часть (нижнюю придерживают) прибило к берегу.

В целях безопасности к концам веревки, идущим от дерева, не привязываются. Одну из веревок следует прикрепить наглухо к надежной опоре, чтобы при неудачной укладке течение не унесло
бревно. 

Первый участник, без груза, проходит по уложенному таким образом бревну, используя веревки как перила. Далее организуются уже известным способом обычные перила, которые натягиваются ниже по течению относительно бревна.

Эту рекомендацию необходимо соблюдать неукоснительно как для этого способа, так и для всех последующих, связанных с переправой по бревну. В противном случае, если переправляющийся по перилам сорвется в реку, его может затянуть течением под бревно.

При движении по перилам участники пристегиваются петлей из двойной вспомогательной веревки с карабином,муфта которого не закручивается. Последний переправляется со
страховкой с берега, сидя верхом на бревне.

Переправа маятниковая:. При необходимости переправлять объемный, громоздкий груз (вплоть до животных) строят маятниковую переправу. Ошкуренные бревна (диаметр у комля— 15-20 см) соединяют в раму, напоминающую букву «А», но с двумя перекладинами посередине. К верхней части этого сооружения привязываются 3—4-6 основных веревок в зависимости от ширины реки и количества людей.

На берегу делаются две выемки глубиной до 50-60 см, куда вставляются основания — комли маятниковой переправы. Концы веревок распределяются между участниками одинаково — 3-4 на одном берегу, 3-4 — на другом.

Высота этого сооружения должна быть больше ширины реки на верхнюю часть маятниковой переправы, т.е. чтобы при перекидке на противоположный берег верхняя часть сооружения, не касаясь воды, оказалась на берегу, т. к. именно в этой части привязывается груз, который необходимо переправить.

Привязав груз к верхней части, по команде поднимают А-образную раму и маятником медленно опускают на противоположном берегу. Отвязав груз, по команде поднимают и опускают на другом берегу за следующим грузом. Естественно, что все движения необходимо прорепетировать заранее, без груза. Хорошо отлаженная маятниковая переправа может служить почти весь сезон.

Домашние животные средних размеров (свиньи, бараны, ишаки) переправляются в больших мешках — баулах, животные меньше путаются и не делают резких движений. В общем, большие затраты времени на постройку маятниковой переправы (4-5 часов интенсивной работы!) в дальнейшем вполне окупаются. В переправе участвуют не менее 8 человек. Переправа по навесному веревочному мосту.

Для переправы (неоднократной) большого количества людей с грузом организуются переправы длительного пользования. Один из видов такой переправы — навесной веревочный мост. Идеальный вариант, когда на одном и другом берегу растут крупные деревья, которые и используются как опоры.

Веревочный мост собирается на берегу. На расстоянии 2,5—3,0 м друг от друга кладутся параллельно две основные веревки. Деревянная жердь (диаметром до 10-15 см) или две, в зависимости от ширины реки и длины жердей, кладется между основными веревками посередине.

Конец вспомогательной веревки завязывается у начала основной веревки «полусхватывающим узлом», узлом «стремя» прикрепляется к жерди, затем «полусхватывающим» узлом крепится
ко второй основной веревке, опять к жерди, к первой веревке, к жерди, ко второй веревке и т.д. до конца основных веревок.

Если мы поднимем конструкцию за основные веревки, получится веревочный мост с перилами, высота которых 1,20-1,50 м. В разрезе такой мост напоминает букву V, к основанию которой
прикреплена жердь — по ней и переходят, держась руками за туго натянутые основные веревки-перила.

2-3 участника переправляются на противоположный берег со страховочной веревкой. Переправившись, вытягивают страховочную веревку, к которой привязаны концы двух основных веревок будущего моста.

Далее натягивают основные веревки-перила (лучше блочным способом), и навесной веревочный мост после опробования (со страховкой) готов к длительной эксплуатации. Навесная переправа — безопасная, длительного пользования, универсальная (переправляют и людей, и груз, и животных). 

Натянутая горизонтально, с использованием небольших усилий, может «работать в обе стороны», натянутая под углом (не более 20°) «работает в одну сторону» за счет гравитационных сил. Если оборудована роликом для движения по веревке, может служить
почти весь сезон (перед эксплуатацией требует профилактического осмотра и опробования!). Если вместо веревок оборудована стальным тросом, соответствующими роликовым карабином и
люлькой, может служить несколько лет.

Но есть и негативные стороны этой переправы — сложность в организации, необходимость надежных опор (лучше деревья, система забитых в скалы крючьев и т.п.), ве-рески должны быть новыми, опробованными на динамический рывок (в пределах 1300-1800 кг). Обычно такая переправа натягивается через глубокие ущелья, бурные реки, трещины на леднике.

Естественно, что большую сложность и затруднения вызывает переправа первого с концом основной веревки. Оправдываются даже длительные обходы, особенно при большом
количестве людей. Натягиваются две основные веревки (капрон, диаметр 12 мм) параллельно одна над другой. Нижняя — рабочая, верхняя — страховочная. Наличие двух веревок на этом виде переправ — обязательно!

Для натягивания применяется система блоков из карабинов — полиспаст. Один конец веревки закрепляется на надежной опоре наглухо (например, к дереву — узлом «удавка (накидка)», при
крючьевой опоре — узлом «проводник», «булинь»). К другому концу веревки охватывающими узлами привязываются две вспомогательные веревки, имеющие самостоятельное закрепление
и проходящие через один-два карабина, прикрепленные под острым углом к вспомогательным веревкам (репшнурам).

2-4 человека тянут за один репшнур, натягивая веревку до возможных пределов, схватывающий узел другого репшнура (ослаблен!) передвигается по основной веревке и затягивается. Отпустив первый репшнур (ослаблен!), передвигают его по основной веревке дальше; отпустив второй репшнур (вся нагрузка на первом!) передвигают его дальше по основной веревке и т.д., пока веревка не будет натянута до требуемых пределов.

Проверяется следующим образом. В 2-3 м от точки опоры надо повиснуть на натянутой веревке. Если веревка осталась почти в прежнем положении (не провисает) — все в порядке. Закрепляется конец основной веревки к опоре, ослабляются репшнуры со «схватывающими» узлами, вся нагрузка на основной веревке.

Таким образом натягивают вторую веревку. Переправляющийся пользуется «беседочным» узлом. От грудной обвязки — страховка (вспомогательная двойная веревка с карабином!) к
верхней основной веревке. Система «беседочный» узел — «грудная обвязка» прикреплена к нижней, рабочей основной веревке (лучше карабином с роликом).

Вспомогательная веревка длиною в удвоенную ширину реки серединой привязывается к карабину на нижней основной веревке для возвращения «беседочной системы» обратно. При
горизонтальной навесной переправе участник двигается перебирая веревку (нижнюю) руками (брезентовые рукавицы!).

При наклонной движется за счет собственного веса. Чтобы ускорить процесс переправы, участник должен быть подготовлен заранее. Для этого готовятся сразу две системы
«беседочный» узел и грудная обвязка.

Последний подготавливает перильную веревку так, чтобы ее можно было снять с противоположного берега, переправляется и основные веревки снимаются. Несколько практических советов:

1. Если не будет роликового карабина — основная веревка быстро износится.

2. Все работы надо проводить в брезентовых рукавицах.

3. Узлы, особенно «булинь», «проводник», сильно затягиваются. Иногда приходится разрезать веревку. Чтобы потом их быстро развязать, нужно в узел вставить небольшой деревянный клин. Срезав или сломав его — ослабевают узлы.

4. После переправы 30-40 человек основные веревки требуют подтягивания.

5. Шум реки практически исключает звуковую корректировку.

Описанные виды переправ являются основными. Существуют и другие виды переправ, но знания основных достаточно для преодоления естественных препятствий при проведении полевых работ и экспедиций на различных уровнях.

Методические рекомендации общего характера 

Водные естественные препятствия — одни из самых сложных, требующих неукоснительного выполнения требований и правил.

Любая ошибка — это не только срыв производственного плана, уменьшение эффективности трудовых действий. Незначительная на первый взгляд ошибка может привести к травмам, летальным исходам. Об этомследует помнить всегда не только преподавателю, руководителю учебного похода, инструктору, но и студенту-практиканту, находящемуся в полевых и экспедиционных условиях.

Учебный материал преподносится студентам в течение учебного года и рассчитан на 4-летний период обучения. Все знания, умения и существенная часть практических навыков
отрабатываются в течение учебного года на теоретических занятиях, практических в помещении и в учебных экспедиционных походах.

Устройство плота, сборка, процесс подготовки плота к сплаву вначале отрабатывается в помещении на уменьшенных моделях 1:5, 1:10. На учебную группу 20-25 человек необходимо 2 модели.

Теоретическая подготовка складывается из лекций, вводных бесед и замечаний-пояснений при проведении практических занятий.Естественно, что условия проведения занятий, практик, наличие необходимого инвентаря и снаряжения, а также подготовленность и квалификация проводящего занятия внесут свои коррективы как в количество времени, так и в
содержание занятий.

При проведении практических занятий особое внимание уделяется вопросам безопасности, методике, вопросам закрепления учебного материала и контроля за успеваемостью. Дидактические принципы постепенности и систематичности, от простого к сложному,
наглядности, от усвоенного материала к усвоению нового должны применяться во всех аспектах обучения.

Нельзя сразу заставлять обучающихся лезть в холодную воду, повисать на веревочных
перилах над рекой и т.п. Вначале все приемы отрабатываются на суше. В качестве учебных объектов используются овраги, пересохшие русла рек, канавы. Навесную переправу и переправу
по веревочному мосту отрабатывают между деревьями.

При выполнении переправы одними участниками другие должны хорошо видеть налаживание, сборку, отработку приемов. При проведении занятий по переправам лучше наладить сразу
4-6 видов переправ, чтобы участники перешли на другой берег по одной переправе, вернувшись по другой и т.д. Лучшая форма оценки успеваемости — дать 2-4-6 студентам организовать тот или иной вид переправы, переправиться, снять и собрать все снаряжение, попутно ответив на 2-3 теоретических вопроса.

Естественно, обучающемуся необходимо помнить, что имитация не дает полного представления о подлинной сложности и опасности проведения переправ. Окончательная отработка всех
приемов должна проходить (пусть частично!) в естественных, природных условиях учебных и производственных практик.

Предложенные ниже несколько специальных упражнений помогут развить и воспитать необходимые физические качества и двигательные умения для более успешного преодоления водных естественных препятствий.

1. Спортивная ходьба.

2. Бег по воде и глубокому снегу.

3. Приседание на одной ноге — «пистолет».

4. Игра в минифутбол набивным мячом.

5. Прыжки по «кочкам».

6. Завязывание узлов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)