ППФП студентов-медиков

Труд медицинских работников принадлежит к числу наиболее сложных, напряженных и ответственных видов человеческой деятельности. Он отличается большой умственной нагрузкой, требует внимания, высокой работоспособности и всегда — значительных усилий и выносливости.

Эффективность и качество работы врача во многом зависят от состояния его здоровья, функциональной и физической подготовленности. Физическая подготовка студента-медика определяется спецификой его будущей профессиональной деятельности. Поэтому
профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) базируется на профессиограмме и психограмме врача.

Основной задачей ППФП медицинского работника является развитие или поддержание определенного уровня профессионально-важных физических и психических качеств. Задача ППФП, стоящая перед специалистами физического воспитания,. — научить студентов-медиков использовать необходимые средства физической культуры и спорта для повышения общей и специальной профессиональной физической работоспособности, снятия психического и нервного напряжения.

ППФП врача общей практики основывается на анализе его профессиограммы, особенностей, условий и характера трудовой нагрузки. Это постоянная ответственность за здоровье и жизнь других

1 По материалам Харламова Е.В., Грачева O.K.,Тука Е.П. людей, способность быстро принимать решение, что требует большого самообладания, уверенности в своих силах, волевых
усилий, самодисциплины.

Приказом № 237 Министерства здравоохранения РФ «О поэтапном переходе к организации медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)» введено
Положение о враче общей практики. Основной обязанностью его является оказание первичной медико-социальной помощи населению.

В соответствии с государственными квалификационными требованиями к профессиональной подготовке врача общей практики он обязан владеть методами формирования здорового
образа жизни.

Кроме того, врач такого профиля обязан проводить санитарно-просветительскую работу по воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, предупреждению
заболеваний, осуществлять динамическое наблюдение за состоянием здоровья пациентов с проведением необходимого обследования и оздоровления, оказание срочной помощи при
неотложных и острых состояниях.

Выполнение вышеизложенных задач невозможно без основательной подготовки по программе
«Физическая культура»: теоретической, методико-практи-ческой и собственно физической подготовки. ППФП врачей различных специальностей — врача общей практики, хирурга, терапевта, санитарного врача — имеет особенности, которые отражаются в специальных задачах, перечне упражнений, организации и методике проведения и проверки физической подготовленности.

Специальные задачи ППФП

1. Для общей практики:

♦ преимущественное развитие физических качеств — общей выносливости и статической выносливости;

♦ преимущественное развитие специальных физических качеств — концентрации и устойчивости внимания, быстроты зрительного различения реакции; подвижности нервных
процессов; координации движений и мышечных усилий; умения расслаблять мышцы; устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды;

♦ развитие психических качеств — дисциплинированность, эмоциональная устойчивость и воля, концентрация внимания, мышления, долговременной и оперативной памяти, самообладания, решительности, стойкости;

♦ приобретение специальных знаний по разделу ППФП врача общей практики по теоретическому и практическому разделам.

2. Для врача-хирурга:

♦ развитие физических качеств — общей выносливости и статической выносливости, ловкости;

♦ развитие специальных физических качеств — совершенствование функций двигательного и зрительного анализаторов (точности пространственных и силовых дифференцировок, быстроты зрительного различения; сохранение общей работоспособности при длительном пребывании в
состоянии гипокинезии);

♦ развитие психических качеств — воспитание волевых качеств, самообладания, уверенности в своих силах;

♦ приобретение специальных теоретических и практических знаний по ППФП.

3. Для врача-терапевта: 

♦ развитие общей выносливости;

♦ развитие специальных физических качеств — функции внимания; формирование правильной осанки и устойчивости вертикальной позы; совершенствование умения расслаблять
мышцы;

♦ развитие волевых качеств — уверенности в своих силах, выдержки и настойчивости;

♦ приобретение специальных теоретических и практических знаний и умений по ППФП.

4. Для санитарного врача:

♦ развитие физических качеств — общей выносливости;

♦ развитие специальных физических качеств — устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно совершенствование механизмов терморегуляции:
совершенствование умения расслаблять мышцы и снимать утомление; сохранение работоспособности;

♦ развитие психических качеств — воли в принятии решений, самообладания и уверенности в своих силах;

♦ приобретение специальных знаний и умений по теории и практике ППФП санитарного врача.
Для достижения психофизической готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности на кафедре подобраны специальные упражнения по ППФП, которые
включены в учебную программу.

Например, для развития общей выносливости это: бег —1000, 2000, 3000, 5000 м и марш-бросок на 5 км, а также спортивные игры — баскетбол, волейбол, подвижные игры, плавание.

Упражнения для статической выносливости мышц спины и ног:

прогибание туловища назад из положения лежа, руки за головой на количество раз; «ласточка»; лежа-на спине поднимание и удержание прямых ног под углом 45° на время; атлетическая
гимнастика и упражнения с гирями; упражнения из основной гимнастики и др.

Упражнения для развития координации движений и мышечных усилий, тактильной чувствительности: метание теннисного мяча в цель из 10 попыток; метание мяча в цель после серии кувырков и т.д.; спортивные и подвижные игры, дартс.

В программу обучения также включены 2 упражнения военно-прикладной физической подготовки врача. Известно, что все будущие врачи, в том числе женщины, проходят военную
подготовку с присвоением офицерского звания. В силу этого кафедра считает необходимым знакомство с военно-прикладной физической подготовкой.

Упражнения: челночный бег 10×10 м (с высокого старта пробежать 10 м, коснуться земли (пола) за линией поворота, повернувшись кругом, пробежать таким же образом еще десять
отрезков), и комплексное силовое Упражнение, выполняется в течение 1 мин: первые 30 с — максимальное количество наклонов вперед до касания руками носков ног из положения лежа на спине, руки за пояс; повернувшись в упор лежа, без паузы, в течение 30 с
выполнить сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

Для реализации специальных задач ППФП используются обязательные и факультативные учебные занятия, самостоятельные занятия физкультурой и спортом во внеучебное время.

Вместе с тем, для поддержания высокого уровня работоспособности, предупреждения психофизических и не-рвных перегрузок, профилактики возможных профессиональных
заболеваний кафедрой предложены практические рекомендации по организации и использованию средств физкультуры и спорта в режиме труда и активного отдыха студентов и профессорско- преподавательского состава.

Освоение учебной программы по дисциплине «Физическая культура» оценивается по рейтинговой системе. Для реализации рейтинг-контроля программный материал распределен на 6 блоков; один из них, третий блок рейтинг-контроля — это оценка ППФП.

В каждом семестре студенты проверяются и оцениваются по 5 тестам (упражнениям) общефизической и спортивно-технической подготовленности и 3 тестам ППФП.

Например, в первом семестре 20-30 октября проводится промежуточный рейтинг-контроль, в котором студенты проверяются по тесту ППФП «прогибание туловища назад из положения лежа, руки за головой» на количество раз, с нормативом: для основного и спортивного учебных отделений — женщины — «отлично»— 25 раз, «хорошо» — 20, «удовлетворительно» — 15, «2» — 10, «1»— 5; мужчины — на соответствующие оценки — 30, 25, 20, 25 и 10 раз; для специального учебного отделения — женщины — «отлично» — 15 раз, «хорошо» — 10, «удовлетворительно» — 5, «2» — 3, «1» — 2 раза; мужчины — соответственно — 20, 15, 10, 8 и 4 раза.

Челночный бег 10×10 м для основного и спортивных учебных отделений — женщины —«отлично» — 32 с, «хорошо» — 34, «удовлетворительно» — 36, «2» — 37, «1» — 38 с; мужчины — соответственно — 27, 28, 29, 30 и 31 сек. Нормативы специального учебного отделения — женщины — «отлично» — 36 с, «хорошо» — 3337 с, «удовлетворительно» — 38, «2» — 39,
«1» — 40 с; мужчины — 29, 30, 31, 32, 33 с.

Практика работы показывает правильность такого решения. Во-первых, большая часть студентов специального отделения имеет достаточно функциональные показатели сердечно-
сосудистой и дыхательной систем, позволяющие им без угрозы ухудшения здоровья выполнять контрольные упражнения.

Во-вторых, не секрет, что отдельные студенты прибегают к обману, чтобы перейти в специальную медицинскую группу и выполнять на занятиях меньшие по объему нагрузки. При нашем подходе ликвидируется разница в требованиях, которая существует, наоборот, при нормативах мы исподволь подводим студента к переводу в группы основного учебного отделения.

В-третьих, студенты направляются в специальную медицинскую группу врачами на основании одного диагноза, с учетом уровня функциональной и физической подготовленности. У многих из них заболевание было давно, и они физической культурой практически не занимались и в результате этого имеют заметное снижение функциональных возможностей сердечно- сосудистой и дыхательной систем, лимитирующих уровень физической работоспособности.

Всего практикуется проверка студентов по 32 практическим контрольным тестам, из них к ППФП относится 21 тест.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)