Подходы к решению проблем насилия
Подходы к решению проблем насилия заложены в восточных и западных учений. Одной из первых попыток синтеза этих учений была предпринято Л. Н. Толстым «Не противления злу насилия». Его учеником был Махатма Ганди = Мохандас Карамчанд Ганди.
В зарубежной науке основной вклад в учение о конфликтах внесли психология, социология, политология.
Западная конфликтология отличается от отечественной тремя обстоятельствами:
- они предприняли первые попытки создать теорию конфликтов во второй половине 19 века;
- в западной конфликтологии существует большое разнообразие теоретических подходов к конфликтам и объяснению конфликтности в обществе;
- современная западная конфликтология преимущественно прикладная наука.
Их изучением занимается несколько десятков научных центров. Ведущее место в зарубежной к занимает психология.
Можно условно выделить два этапа психологии по изучению конфликта:
- начало 20 века – 50-х годов, конфликт не выделялся в отдельный конфликт исследования, а рассматривалась как составная часть других. Психологов интересовала либо последствия, либо причины;
- конец 50-х годов по н. в. В этот период появляются исследования, в которых конфликт рассматривается всесторонне.
На первом этапе развития науки психологии о конфликтах существовало около 10 концепций о конфликте.
В настоящее время исследование конфликтов зарубежными психологами ведутся по следующим направлением, теоретико-игровое представление. Его последователями считается основной задачей построение схемы взаимодействия в конфликтной ситуации и их разрешение; решение задачи облегчается четко контролируемые условия. В основе конфликта лежит не совместимость целей участников конфликта.
Теория организационных систем
Теория организационных систем появилась как альтернатива теоретико-игровой концепции.
Подход к проблеме конфликтов на основе организационных систем представляет собой:
- оригинальную программу исследования конфликтного поведения людей в реальных условиях;
- из сочетания установок на отношение сопернику и на достижение собственных целей, авторы этих концепций выделили 5 стратегий поведения: конкуренция, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество.
На рубеже 90-х годов начинается формирование самостоятельного направления по изучению переговорного процесса, как части конфликтного взаимодействия.
Западная социология конфликтов делится на направления:
- социал-дарвинизм, сторонники теории утверждают, что борьба за выживание конфликты между индивидами и группами: а способствует развитию общества;
- обеспечивает процесс общественного развития.
Марксистская теория. В этой теории есть два постулата: в обществе люди вступает в необходимые социальные отношения, которые не зависят от их воли и сознания; развитие общества осуществляется в соответствии с диалектическим законом борьбы противоположности.
Подчиненные классы должны будут вступить в открытый конфликт с господствующим классом. Идеологическая унификация членов подчиненных классов ведет к развитию структуры их политического руководства. Поляризация господствующих и угнетенных классов, приведет к насильственному конфликту. Насильственный конфликт приведет к структурным изменение системы и вызовет перераспределение ресурсов.
Теория позитивно-функционального конфликта.
Положения:
- заложила основы современной западной социологии конфликта;
- обосновала положительную роль конфликта в обеспечении устойчивости социальных системы;
- она утверждала что нет и не может быть у социальных групп бесконфликтных отношений.
Зарубежные политологические теории конфликтов
Теория политической стабильности.
Авторы считают, что объектами поддержки политической системы являются:
- политические власти – ключевые лица участвующие в определении политики;
- режим, то есть совокупность правовых и не формальных правил, которые применяются для разрешения конфликтов внутри системы;
- политическая общность, то есть совокупность членов системы, связанных друг с другом политическим разделением труда.
Этно-политические теории появились в 80-е годы 20 века. Эта теория увязывает проблемы неравномерности социально-экономического развития с этническими различиями; усиление различий в социально-эконом развития ЭН групп, объясняется неравномерной модернизацией; образовавшееся эконом не равенство становится причиной проявления этно-национальной солидарности, а в последующем и этно-национализму.
Становление отечественного учения о конфликтах
Учение о конфликтах в своем развитии прошло следующие этапы:
- до 1924 года – конфликтологические идеи зарождаются и развиваются как практическое знание принципов правил и приемов поведения в реальных конфликтах.
- 1924- 1990-е годы – период зарождения, становления и развития частных конфликтологических наук отраслей конфликтологии.
Сначала было 2 науки (социология и правоведение).
В этом период выделяются 4 этапа:
- 1924-34 гг. Появляется первая волна публикаций социологии, правоведения, психологии, математики;
- 1925-48 гг. Характеризуется практически полным отсутствием результатов;
- 1949-1972 гг. Ежегодно публикуются работы по проблемам конфликтов, защищаются первые 25 кандидатских;
- 1973-89 гг.
Ежегодно публикуются до 25 работ и защищаются первые докторские диссертации.
- Проблемы урегулирование конфликтов между богатым севером и бедным югом
- Процесс ведения переговоров в условиях конфликтных отношений
- Виды и функции переговоров
- Деятельность посредника по урегулированию конфликт и эффективность посреднических действий
- Третья сторона и ее роль в урегулировании конфликта
- Роль международного сообщества в урегулировании конфликтов и типология миротворческих операций
- Мирные средства разрешения международных споров
- Направление предотвращения межгосударственных конфликтов
- Основные тенденции и механизмы урегулирования конфликтов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу