Понятие миссии как предназначения банка
Разработка миссии является первым шагом в стратегическом планировании и совершенствовании системы управления банком.
В миссии заявлена политика компании. Политика определяет взаимоотношения со всеми заинтересованными группами: сотрудниками, покупателями, поставщиками, дистрибьюторами, кредиторами и т.д.
В широком понимании термин «миссия» можно рассматривать как «констатацию философии и предназначения, смысла существования организации», в узком понимании миссия – это формулировка, раскрывающая предназначение (смысл существования) организации, с точки зрения ее особенного вклада в общественные процессы.
Ключевыми вопросами, на которые должна отвечать миссия, являются:
- Что представляет собой коммерческий банк?
- Для чего банк действует на рынке?
- Какую ценность банк несет клиентам?
- Каким банк желает стать в будущем?
В формулировке миссии проявляется отличие конкретной организации от ей подобных, т.е. данного банка от других банковских учреждений.
Миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:
- История организации, в процессе которой вырабатывалась философия, формировались профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п. В общем случае организация не должна резко рвать со своим прошлым. В то же самое время, некоторые практики считают чрезмерное «увязание» в прошлом или традициях пагубным для развития и конкурентоспособности организаций.
- Ключевая компетенция, отличительные особенности, которыми обладает организация. Цели организации должны проистекать из того, что она может делать наилучшим образом.
- Ресурсы, которые организация может привести в действие для достижения своих целей. Миссия зачастую представляет собой некий компромисс между реальными условиями и ресурсами организации.
- Существующие предпочтения, стиль поведения и способ действия собственников и менеджмента.
- Существующая рыночная среда.
Грамотно сформулированная миссия позволяет определить то, как видит свою кредитную организацию собственники и менеджеры, а также к чему стремится эта организация, в чем заключается ее эксклюзивные преимущества, особенности и взгляды на банковскую деятельность.
Для этого в расшифровке миссии могут использоваться такие аспекты как:
- глобальные цели организации, определяющие ее желаемое будущее, то, к чему стремятся собственники, менеджеры и работники организации, как они видят ее будущее состояние в долгосрочной перспективе;
- сфера деятельности организации, позволяющая определить на каких банковских услугах и продуктах собирается специализироваться организация, какую часть банковского рынка она видит в качестве целевого сегмента;
- ценности организации, раскрывающие те общекорпоративные принципы и взгляды на которых базируется философия организации, ее бизнес-модель и подходы к управлению банковскими услугами и продуктами;
- конкурентные преимущества и возможности, описывающие сильные стороны банка, его эксклюзивные компетенции, закладывающие способность к выживанию и развитию в условиях конкуренции, в том числе использование современных банковских технологий и техники, финансовых инноваций, ноу-хау и т.д.
При формировании миссии важно учесть интересы различных участников рынка (заинтересованных сторон), включая:
- Собственников банка – например, с точки зрения приращения капитала или получения требуемой доходности.
- Клиентов – например, с точки зрения удовлетворения их потребностей в банковском продукте или услуге.
- Персонала – например, с точки зрения оплаты труда и возможности самореализации и саморазвития.
- Общества – например, с точки зрения вклада в улучшение социально-экономического положения в регионе или стране.
С точки зрения последнего аспекта важно отметить, что миссия современного банка не может не учитывать необходимость акцентирования внимания на его социальной ответственности.
Данные обязательства осуществляются, в основном, за счет средств банка и нацелены на реализацию значимых внутренних и внешних социальных программ, результаты которых способствуют развитию банка, улучшению его репутации и имиджа, становлению корпоративной идентичности, развития корпоративных брендов, а также расширению конструктивных партнерских связей с государством, деловыми партнерами, местными сообществами и общественными организациями.
Основными преимуществами внедрения системы социальной ответственности для банков, являются следующие: увеличивается прибыль, возрастают темпы экономического роста, повышается лояльность клиентов, растут продажи банковских услуг, возрастает конкурентоспособность, улучшаются брэнд и репутация, что помогает развивать банковский бизнес, повышается качество обслуживания клиентов, расширяется линейка банковских продуктов, сокращаются претензии со стороны регулирующих органов.
С точки зрения корпоративного духа миссия однозначно дает понимание общего смысла работы банка, способствует идентификации роли каждого сотрудника и разъясняет философию и главные принципы производства и реализации банковских продуктов и услуг.
В рамках реализации системного подхода миссия позволяет: создать основу для формирования целей развития, определить характер критериев оценки результата и общую логику системы мотивации персонала.
Ниже рассмотрим примеры миссий крупнейших зарубежных и отечественных банков.
Зарубежные банки:
ICBC (Китай): Превосходство для Вас: Отличные услуги для клиентов; Максимальная доходность для акционеров; Настоящий успех для наших людей; Большой вклад в развитие общества.
MUFG (Япония): Быть основой силы, стремящейся удовлетворить потребности наших клиентов, служить обществу и способствовать общему и устойчивому росту для лучшего мира.
JP Morgan (США): В JPMorgan Chase мы хотим быть лучшей в мире компанией, оказывающей финансовые услуги. Благодаря нашему великому наследию и отличной платформе, мы верим, что это достижимо.
CitiGroup (США): Миссия Citi заключается в том, чтобы служить надежным партнером для наших клиентов, ответственно предоставляя финансовые услуги, способствующие росту и экономическому прогрессу
HSBC (Великобритания): Мы стремимся быть ведущим международным банком в мире. Мы помогаем частным и корпоративным клиентам процветать благодаря нашему глубокому наследию на быстрорастущих и высокоприбыльных рынках.
Отечественные банки:
Сбербанк: Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты
ВТБ: Мы помогаем людям воплощать их планы, создавая лучшие финансовые решения. Мы — команда профессионалов, работающих для наших клиентов и всей страны.
Россельхозбанк: Реализация функций рыночного инструмента государственной поддержки в отраслях и сегментах экономики, в том числе агропромышленного, рыбохозяйственного и лесопромышленного комплексов, содействие формированию и функционированию национальной кредитно-финансовой системы, эффективное и комплексное удовлетворение платежеспособного спроса бизнеса и населения в качественных банковских и сопутствующих финансовых продуктах и услугах.
Альфа-Банк: Мы содействуем людям и компаниям в улучшении жизни, предоставляя простые и удобные решения от повседневных до самых важных. Сегодня и на годы вперед.
- Мониторинг и контроль за реализацией стратегии
- Подготовка финансового плана в реализации стратегии
- Бизнес-процессы и их реинжиниринг
- Роль мотивации в реализации стратегии
- Сбалансированная система показателей и ключевые показатели эффективности коммерческого банка
- Документы, разрабатываемые с целью реализации стратегии развития коммерческого банка
- Организационные механизмы разработки стратегии в коммерческом банке
- Сущность стратегического риска коммерческого банка
- Система стратегий коммерческого банка и матричные модели стратегического выбора
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу