SWOT-анализ и разработка стратегических направлений развития
SWOT-анализ – метод стратегического анализа и планирования, базирующийся на оценке факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на функционирование и развитие компании.
Все факторы делятся на четыре категории: сильные (Strengths) и слабые (Weaknesses) стороны организации, возможности (Opportunities) и угрозы (Threats) внешней среды.
Метод включает выявление внутренних и внешних факторов, способствующих достижению или осложняющих достижение поставленных целей.
Акроним SWOT был впервые введён профессором Кеннетом Эндрюсом в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики.
Это метод качественного анализа, оперирующий описательными характеристиками без использования количественных или полуколичественных оценок. В этом заключается как недостаток, так и преимущества данного метода. По своей сути он является универсальным инструментом, который можно применять к любым типам организаций, включая банки.
SWOT-анализ позволяет:
- систематизировать результаты анализа внешней и внутренней среды банка и определить соотношение между ними;
- выявить влияние социально-экономических факторов и управления, законодательства и правового регулирования, природной среды и ресурсов, этнокультурных и религиозных факторов, научно-технического и технологического развития, инфраструктуры и политических процессов, и других факторов развития общества.
Проведение SWOT-анализа можно разбить на ряд этапов:
- исследование внутренней среды коммерческого банка посредством финансового анализа, анализа систем управления и т.д., выявление сильных и слабых сторон организации;
- исследование внешней среды путем проведения конкурентного, рыночного анализа, анализа потребителей и т.д. для выявления возможностей и угроз;
- сопоставление сильных и слабых сторон коммерческого банка с возможностями и угрозами внешней среды – составление базовой матрицы SWOT-анализа;
- формулировка стратегических инициатив – матрицы стратегий, включающих меры по использованию сильных сторон и возможностей (SO), сильных сторон для реагирования на угрозы (ST), ликвидация слабостей за счет возможностей среды (WO) и меры по устранению слабостей и угроз внешней среды (WT) (см. рис. 3.4).
SWOT-анализ, с одной стороны, обеспечивает выбор стратегии компании, которая представляет очередной временной этап в реализации стратегического плана, с другой – позволяет оценить конкретные бизнес-проекты компании, составляющие содержание стратегии.
По результатам проведенного анализа строится матрица SWOT-анализа, в которой сопоставляются полученные данные внешней и внутренней среды.
В процессе проведения SWOT-анализа ищется ответ на следующий ряд вопросов:
- каковы сильные и слабые стороны банка (в настоящее время и прогнозируемые);
- каково влияние на деятельность банка внешней среды (в настоящее время и прогнозируемое, негативное или же позитивное);
- насколько банк может воспользоваться своими сильными сторонами для противостояния внешней среде;
- в какой мере слабые стороны не позволяют этого ему сделать;
- какую оценку можно дать бизнес-направлениям банка (исходя из сочетаний сильных и слабых сторон деятельности, а также возможностей и угроз);
- какие стратегии следует внедрить и реализовать в банке при сложившемся сочетании сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, а также при прогнозируемом их сочетании.
Стратегические инициативы примут следующий вид – поддерживать сильные стороны и конкурентные преимущества банка, устранить слабые стороны, не упустить свои возможности, смягчить влияние внешних и внутренних угроз и рисков.
Факторы финансовых рисков в банковской сфере традиционно можно поделить на внутренние и внешние.
Внутренние (внутрибанковские) факторы рисков возникают процессе осуществления основной деятельности банков, а их специфика зависит от содержания банковских операций, технологии их проведения, от особенностей организации и управления в банке, от специфики стадий жизненного цикла развития банковских услуг.
К таким рискам можно отнести, в частности: получение убытков по основной деятельности; ухудшение структуры пассивов и активов с точки зрения потери ликвидности или недостаточности размера собственного капитала банка.
Внешними факторами банковских рисков являются случайные процессы, происходящие в условиях рыночной экономики и не зависящие от деятельности самого банка. Такие факторы многочисленны и разнообразны. Они могут рассматриваться с точки зрения характера общественных отношений в разрезе политических; социальных; правовых; общеэкономических и финансовых явлений.
Кроме этого внешние риски могут быть результатом целенаправленных действий конкурентов; последствиями развития информационных и других технологий; проявлением неблагоприятных природных явлений или действий криминального характера.
Ниже представлен пример результата SWOT-анализа Bank of America.
Сильные стороны:
- Высокая ценность бренда
- Значительное международное присутствие
- Большой размер и масштаб, включая международные операции
- Широкий набор финансовых услуг
Слабые стороны:
- Зависимость от текущих IT трендов, поставщиков оборудования и ПО
- Зависимость от рынка финансовых услуг
- Низкий уровень диверсификации бизнеса
Возможности:
- Рост через проникновение на международный рынок
- Рост через развитие продуктовой линейки
- Рост и сокращение риска через диверсификацию
Угрозы:
- Конкуренция различными типами фирм
- Кибератаки и IT безопасность
- Негативные эффекты криптовалют
К достоинствам SWOT-анализа принято относить его универсальность, простоту, логичность, комплексность.
Однако одновременно с этим специалисты выделяют и ряд недостатков: проблемы с полнотой и качеством исходной информации; проблемы субъективности экспертных методов анализа и оценки; проблемы недостаточной детализации и общего характера используемых формулировок; проблемы ошибок при классификации факторов и др.
Однако, несмотря на перечисленные недостатки, SWOT-анализ продолжает оставаться одним из наиболее популярных методов проведения стратегического анализа.
- Мониторинг и контроль за реализацией стратегии
- Подготовка финансового плана в реализации стратегии
- Бизнес-процессы и их реинжиниринг
- Роль мотивации в реализации стратегии
- Сбалансированная система показателей и ключевые показатели эффективности коммерческого банка
- Документы, разрабатываемые с целью реализации стратегии развития коммерческого банка
- Организационные механизмы разработки стратегии в коммерческом банке
- Сущность стратегического риска коммерческого банка
- Система стратегий коммерческого банка и матричные модели стратегического выбора
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу