Механизм “художественная условность”

Профессиональное искусство усвоило важнейшее свойство фольклора и его воздействие на формирование личности, но с развитием технических средств, позволивших придавать указанному «художественному удвоению» действительности абсолютную визуальную достоверность, обнаружилась другая, оборотная сторона этого свойства.

Интересно
Художественно-образное отражение действительности обладает уникальной, отличающей его от всех других, в частности научно-познавательных форм отражения, возможностью «переноса» зрителя, слушателя в другую эпоху, другое пространство, тем самым бесконечно обогащая и расширяя индивидуальный опыт личности.

Это позволяет осуществлять преемственность культурного опыта, дальнейшее движение, реализовать единство онтогенеза (индивидуального развития) и филогенеза (группового развития).

Собственно говоря, здесь искусство в значительной степени реализует главную задачу образования и воспитания: «вложить» в личность в сжатом, «свернутом» виде всю ту культурную программу развития, которое человечество уже «прошло», обеспечивая тем самым возможность движения вперед, опираясь на предшествующий опыт.

Но такое освоение опыта в искусстве становится возможным прежде всего благодаря наличию механизма «художественной условности» — определенной дистанции между жизнью и искусством. Искусство отражает жизнь, «удваивает» жизнь, но не равно, не тождественно ей.

Поэтому индивид переживает художественные события не так, как реальные.

Художественные эмоции гораздо менее интенсивны, чем жизненные, что позволяет, в частности, с помощью искусства расширять эмоциональный опыт личности.

Если бы человек переживал, например, многочисленные экранные убийства, погони, катастрофы как реальные, то не выдержал бы такой эмоциональной нагрузки. Дистанция, художественная условность — фундамент искусства.

Однако сегодня, когда технические, в частности компьютерные, средства позволяют достигать высочайшей степени достоверности изображаемого и возникает новая виртуальная реальность.

Указанная дистанция и соответственно возможность расширения индивидуального опыта чисто художественными средствами оказывается под угрозой. Уничтожение этой дистанции, потеря чувства реальности грозит «смертью» художественной коммуникации.

У компьютерной реальности собственное «мифологическое пространство», свои средства экранного воздействия. Дело еще и в том, что относится к содержанию указанной коммуникации.

Интересно
Современная коммерческая массовая культура, заимствуя у народного искусства простоту, доступность, безусловно, находится по отношению к нему в нравственно-эстетической оппозиции.

Индивидуализм, насилие, жестокость, превозносимые в качестве высших потребительских идеалов, идеалов обладания материальными благами в ущерб духовным ценностям, идеалам добра, красоты, справедливости, верности своему народу — главная линия оппозиции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)