Основные области русского фольклора

Многообразные жанры фольклора обладают большими и разнообразными возможностями воздействия на нравственно-эстетическое развитие ребенка.

В современной фольклористике и культурологии нет единой точки зрения на видовую или жанровую структуру фольклора.

В.Я. Пропп предложил, не перенося на сферу фольклора классификационные принципы, характерные для исследования профессионального художественного творчества, в частности художественной литературы, использовать понятие «область фольклора».

Основываясь на этой идее, Б. Н. Путилов выделяет в русском фольклоре пять основных областей:

  • внеобрядовую прозу (установка на рассказывание и невключенность в обрядовую жизнь);
  • внеобрядовую песенную поэзию (песенное, пропевамое начало и отсутствие прямых связей с обрядом);
  • фольклор непосредственно ритуализированных форм (обрядовый, игровой, фольклор магических действий);
  • собственно драматические формы (также не входящие в обряд);
  • фольклор речевых ситуаций (малые формы, связанные с реализацией в речевых контактах).

Каждая из этих областей, в свою очередь, распадается на элементы. Так, область внеобрядовой прозы включает два обширных раздела — сказки и несказочную прозу.

Русские сказки подразделяются на сказки волшебные, кумулятивные, о животных, о растениях и неживой природе, о людях, анекдоты, небылицы, докучные. Далее идет классификация по сюжетам, темам, персонажам (например, о ловких и умных отгадчиках, о хозяевах и работниках и т.п.).

Соответственно раздел несказочной прозы включает рассказы этиологического характера (объясняющие причины чеголибо), былички, легенды, предания, сказы.

С одной стороны, в этой классификации расширена предметная область фольклора за счет обрядово-ритуальной культуры, с другой — она ограничена, поскольку исключены танцевально-пластические формы, изобразительная, декоративная и некоторые другие виды народного художественного творчества.

Синкретический характер фольклора как средства этнопедагогического воздействия требует понимания его структуры, взаимосвязей различных элементов. Эффективная методика использования фольклора в этнопедагогическом процессе должна строиться с учетом его культурной специфики, внутреннего строения, конкретного места в культуре.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)