Экологическая сторона народной педагогики

Важнейшая сторона народной педагогики — экологическая. В отношении к природе с особой силой проявляются нравственные основы народной системы воспитания.

Природа в народном сознании — идеал гармонии, красоты, разумности.

Человек воспринимается и в материальном, и в духовном смысле как неотъемлемая часть природы. Более того, природа и обожествляется, и одновременно очеловечивается.

В европоцентристской рационалистической концепции отношений человека с природой, приведшей современное человечество на грань экологической катастрофы, господство человека над природой оказывается главным критерием прогресса.

Сегодня можно говорить об остром противоречии между «цивилизационным» отношением к природе, основанном на попытках изменить ее и подчинить, и народным, в основе которого — вживание в природу, передаваемое из поколения в поколение знание ее законов, регламентирующих и хозяйственную деятельность человека, принцип «не навреди».

Особенно ярко и болезненно это противоречие проявляется в ситуации промышленного освоения земель, территорий традиционного природопользования коренных народов.

Такая ситуация складывается, в частности, в Западной Сибири, где огромная по объемам добыча нефти и газа необратимо меняет природную среду, нанося ей огромный вред и нарушая при этом и среду обитания коренных народов.

Интересно
Сохранение территории традиционного природопользования для этих народов (ханты, манси, ненцы, селькупы и др.) — вопрос выживаемости, вопрос существования.

И речь идет не о прекращении добычи важнейших для всей России природных ресурсов, а об использовании технологий, учитывающих особенности, условия и границы естественного воспроизводства, которыми обладают эти земли.

Очевидно, что грубое нарушение экологического равновесия сегодня чревато впоследствии, в будущем огромными экономическими же потерями.

Вот здесь и заключен главный нравственный «узел» противоречий — между нравственностью народной, традиционной, освещенной многовековым опытом природопользования и устремленной в будущее, и нравственностью тех, кто думает только о сегодняшнем дне, о сегодняшней выгоде «современного», «цивилизованного».

Коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока выработали самобытную этику отношений с природой, в основе которой — принцип биологического равенства, равного права на существование человека и любого природного явления.

Наполнение природы духами, которое было характерно для ранних языческих форм религиозного и мифологического сознания и сегодня трактуется как религиозный пережиток, преодоленный монотеистическими религиозными системами, тем не менее всегда имело огромный нравственный человеческий смысл.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)