Народное трудовое воспитание

Идеи нравственного воспитания отшлифовывались интуицией народа, принципом целесообразности. Один из нравственных идеалов в культурах разных народов — трудолюбие.

Весьма характерны, например, пословицы о трудолюбии и трудовом воспитании: «Будешь трудиться — поешь» (казах.); «Потрудишься — добро получишь» (кирг.).

Понятие «традиционное трудовое воспитание» многозначно и многоаспектно, включает в себя и подготовку к конкретной трудовой деятельности (трудовое обучение), и воспитание трудолюбия вообще, и влияние трудовой деятельности на развитие личности ребенка.

Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало профессиями, чтобы каждый становился «мастером на все руки». В народной педагогике существует мнение: «Лишнее мастерство голову не кружит», «Молодому мало и семидесяти ремесел».

Старшее поколение имело ясное представление о том, что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку «есть такие вещи, которые не сделаешь, пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать, чтобы выучиться».

Исследования проблем трудового воспитания опираются прежде всего на знания народной педагогики, обращаются к традициям, опыту народа по воспитанию молодого поколения в духе любви и уважения к разнообразной трудовой деятельности человека.

Остается открытым вопрос о дифференциации задач трудового воспитания в народной педагогике того или иного этноса и связь их с современными формами трудового воспитания в полиэтнической образовательной среде.

Интересно
Этот вопрос требует специальных этнопедагогических исследований. Во-первых, разные системы трудового воспитания и социализации детей не были свободными от противоречий социально-экономической жизни общества.

Отдельные заявления теоретиков и практиков о возможности разработки и внедрения эффективной системы трудового воспитания (в том числе предпрофильное и профильное обучение), в которой будет полная гармония целей, средств и результатов, — в значительной мере иллюзия.

Во-вторых, и это особенно важно, традиционные модели трудового воспитания и социализации устойчивы и просты.

Будучи связанное с конкретными условиями жизни, традиционное трудовое воспитание не выдерживает их быстрой трансформации. В-третьих, в наше время самый важный вопрос — экологическое воспитание. В традициях этнопедагогики было учить с детства беречь природные ресурсы.

За оболочкой магической обрядности строго действовали установки: природу необходимо беречь, не загрязнять, чтобы не оскудевали ее ресурсы. Сегодня, отношение к экологической мудрости изменяется, наблюдаются переориентация и сближение с традиционным воспитанием.

Но близость не означает тождества. Сегодня общество не может компенсировать урон, нанесенный природе. Остается только предупреждать «природный разгром и развал» и сохранять там, где возможно, природное равновесие. Соответственно изменяются и задачи экологического воспитания детей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)