Задачи межкультурной толерантности

Возрождение русского народа и воспитание многонациональной гражданственности всех людей, населяющих Россию, — это заповедный путь к межкультурной толерантности. Такое воспитание под силу лишь школе, когда осуществляется становление самосознания развивающейся личности. Вся история образования указывает на то, что школа — системообразующее начало всякого государства. Именно школа — ведущий фактор преодоления дурного и несовершенного, сохранения всего исторически оправдавшего себя и созидания доброго будущего.

Это старинный институт воспитания и образования, институт реализации национальной идеи. Осмысление национальной идеи в образовании представляет чрезвычайную важность для решения задач образования в многонациональном пространстве жизнедеятельности человека.

Национальная идея России заключена в образе национальной безопасности страны, ориентирована на консолидацию общества, сохранение единого социокультурного пространства, преодоление этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах равноправия национальных культур.

В многонациональном пространстве жизнедеятельности человека могут сосуществовать не только близкие по происхождению этносы со схожим языком и культурой, но и представители других национальностей, народы разного происхождения и разных культур.

Национальная идея вобрала в себя многообразие национально-традиционных культур разных народов при единстве основополагающих ценностей. Традиции, фольклор разных народов имеют самостоятельные формы, жизненно важные для конкретного этноса проявления национальных особенностей.

Но вместе с тем в любой народной культуре существуют ценности, которые можно назвать базовыми:

  • идея самосохранения, жизнеобеспечения сообщества, в котором живет человек;
  • нравственные высокие идеалы мира, добра, справедливости, совести, чести;
  • гуманистические идеи во взаимоотношениях с окружающими людьми, толерантность;
  • бережное и разумное отношение к природной среде.

В многонациональном пространстве люди общаются на разных языках, при этом ими избирается один, который понятен всем, чаще это язык государственный. Одна из главных задач межкультурной толерантности — преодоление этнонациональной напряженности. В России она в значительной мере — результат стихийного переосмысления роли национального фактора в выживании человечества.

Преодоление этнонациональной напряженности, развитие толерантных установок самосознания могут достигаться через уяснение негативных проявлений противоположности — интолерантности, или нетерпимости. Ведь нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Необходимо понимать последствия нетерпимости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушения прав человека. В этом и состоит задача образования для развития национального самосознания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)